80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
22.03.2025
16+
Транспорт

Первый Чусовской мост отремонтирует его создатель

Первый Чусовской мост отремонтирует его создатель
Ремонт старого моста так и не начался. Фото: Елена Майорова
  1. Транспорт
Ремонт первой очереди Чусовского моста, который планировали еще в конце 2022 – начале 2024 года, все-таки должен начаться. После долгих разбирательств с подрядчиком АО «Стройтрансгаз», так и не приступившим к работам, контракт был расторгнут.

А 10 марта этого года заключен договор с новым – АО «Уралмостострой». Любопытно, что именно пермский филиал этого общества «Мостоотряд №123» в середине 1990-х годов и построил первый мост.

Работы должны завершиться в течение двух лет и трех месяцев.

Возвращение бывшего

Как сообщило издание «Ъ-Прикамье» (18+), дочерняя компания Корпорации развития Пермского края – «Спецзастройщик «Дом.59» провела торги на право заключить договор на ремонт первой очереди Чусовского моста. Победителем торгов стало АО «Уралмостострой» с ценовым предложением в 2,59 млрд рублей. Теперь в течение 27 месяцев подрядчик должен провести ремонт моста – то есть к лету 2027 года.

«Уралмостострой» – крупная специализированная мостостроительная организация почти с 80-летней историей. На официальном сайте компании указано, что всего она построила 7780 мостов и путепроводов общей протяженностью более 600 км. Головной офис организации находится в Уфе, и она имеет шесть специализированных мостостроительных филиалов, расположенных в том числе в Перми, Челябинске, Кургане, Екатеринбурге.

Примечательно, что именно пермский филиал этой компании – «Мостоотряд №123» – строил первую очередь Чусовского моста. Объект протяженностью 1598 метров был сдан в 1996 году. Ожидалось, что эта же организация займется и строительством второй очереди, «Мостоотряд №123» вел подготовку площадки для работ. Но впоследствии ситуация изменилась, подрядчиком в 2017 году стало столичное АО «Стройтрансгаз». Спустя семь лет на реконструкцию Чусовского моста вновь возвращается организация, которая некогда его и построила.

Вообще, с этим проектом постоянно возникали сложности: менялись принципы и подходы к управлению строительством, организации, которые его вели (или не вели), а также экономическая и политическая ситуации. Вспомнить эту историю сегодня – полезно и поучительно.

Где мы были 12 лет

Решение о строительстве второй ветки Чусовского моста было принято еще в начале 2010-х. Первая очередь перехода уже в 2000-е работала на пределе пропускной способности: число автомобилей в крае стремительно росло, и в сутки через мост проезжало порядка 20 тысяч машин.

В 2012 году был разработан проект: на тот момент стоимость объекта оценивалась в 8 млрд рублей. По первоначальному плану объект должны были строить в формате государственно-частного партнерства с привлечением концессионера.

В качестве основного инвестора рассматривался «Внешэкономбанк». В 2013 году краевой минтранс сообщал, что концессионное соглашение с банком будет пописано осенью того же года.

Однако переговоры затянулись и продолжились в 2014-2015 годах. Условия сотрудничества также менялись. Появилась информация о том, что проезд через новый мост будет платным, чтобы возместить затраты концессионера, который должен вложить 50 процентов затрат. Еще по 25 процентов хотели выделить из краевого и федерального бюджетов. К концу 2015 года удалось добиться решения о выделении из федерального бюджета не 25, а 50 процентов софинансирования. Проект стал более привлекательным для потенциальных инвесторов, но и стоимость его выросла до более 14 млрд рублей. Изменился и потенциальный интересант – теперь им стали называть банк «ВТБ».

Наконец, в 2016 году был объявлен конкурс по выбору инвестора. На него поступили три заявки, победителем стала структура банка «ВТБ», созданная в марте 2016 года специально для этого проекта, – Пермская концессионная компания. Ее учредителями стали две организации группы «ВТБ»: АО «Институт Стройпроект» и ООО «Инфраструктурные инвестиции холдинг».

В 2017 году было подписано концессионное соглашение. В рамках соглашения инвестор должен был построить не только мост, но и подъездную дорогу к нему, а также реконструировать ведущий к мосту участок Восточного обхода с нулевого по четвертый километр. Из суммы затрат 10 млрд рублей планировалось привлечь из федерального бюджета.

Горячо обсуждался вопрос платности проезда через новый мост. Власти осторожно говорили, что окончательное решение еще не принято, но суммы уже назывались: 100 рублей с легковушки и 300 рублей с грузовика.

Генподрядчиком стройки стало АО «Стройтрансгаз». И хотя все документы были подписаны в 2017 году, реально стройка началась лишь годом позже, а новый мост открыли для проезда не в 2021 году, как планировалось, а только 22 декабря 2022 года. После торжественного пуска новой ветки перехода через Чусовую старый мост закрыли на реконструкцию. После этого стройка встала.

Нет худа без добра

Вот уже второй год водители, чертыхаясь, объезжают «временные» ограждения, стоят в пробках и маневрируют по недостроенным полосам подъезда к мосту. Старый же мост просто закрыт, никаких признаков жизни на нем не наблюдается.

Краевые власти, разумеется, об этом прекрасно знают. С 2023 года на протяжении нескольких месяцев шли, по выражению губернатора Дмитрия Махонина, «тяжелые переговоры» с генподрядчиком. Глава региона выражал надежду, что «Стройтрансгаз» все-таки исполнит условия контракта, ведь расторжение соглашения и последующий выбор нового исполнителя – очень долгая история, которая вновь затянет стройку.

Причин остановки работ называлось множество. Из объективных – удорожание стройматериалов, но этот вопрос можно было решить с помощью федерального бюджета. Были и другие причины.

В АО «Стройтрансгаз» сменилась команда, и этот процесс не был безболезненным. Сама эта компания-генподрядчик вела судебные тяжбы со своим субподрядчиком, сургутским ООО «Трест Запсибгидрострой». С этой компании «Стройтрансгаз» требовал 6,2 млрд рублей, и иск был удовлетворен только в январе 2024 года. В свою очередь «Трест Запсибгидрострой» судился с Пермской концессионной компанией, требуя компенсации в размере 2,8 млрд рублей.

Одновременно «Стройтрансгаз» умудрился в те же годы дважды (!) сорвать контракт по реконструкции пермского аэропорта Большое Савино. Просто удивительно, как не повезло Пермскому краю с компанией, которая, как утверждает ее официальный сайт, является «одним из лидеров строительной отрасли России» и «единственной российской строительной компанией, имеющей опыт работы в 20 странах мира».

Так или иначе, от всей этой бесконечной судебной и организационной канители устали и жители Прикамья, и власти. Настал момент, когда расторжение концессии стало прио­ритетным путем решения ситуации. Как заметил тогда глава региона Дмитрий Махонин, в этом есть и плюс: в этом случае проезд через мост будет бесплатным. Вне зависимости от выбранного способа разрубить этот клубок проблем «объект в любом случае будет достроен», подчеркнул губернатор.

И вот, наконец, после реорганизации Пермской концессионной компании определен генподрядчик строительства: ООО «Специализированный застройщик «Дом.59». Подрядчиком стала компания, строившая мост. Поскольку «Дом.59» – это дочерняя структура Корпорации развития Пермского края, можно сказать, что все точки принятия решения по проекту, наконец, сконцентрировались в Прикамье, а не оказались размытыми между московскими компаниями, сургутскими субподрядчиками и их замысловатыми внутренними и взаимными отношениями.

Иначе говоря, появились реальные перспективы, что многострадальный мостовой переход и подъезды к нему будут, наконец, достроены.