Боевое крещение
Гайдару 17 лет. «Порядок моих фронтов был такой: петлюровский, польский, кавказский, Сочи, Кубань… Направлен на Кавказский фронт. После захвата остатков деникинцев (армия генерала Морозова) под Сочи стоял с ротой, охранял границу с белогрузинами за Адлером, но вскоре, когда генералы Гейтман и Житиков подняли на Кубани восстание, были мы переброшены в горы, и всё лето до поздней осени гонялись за этими бандами».
Вот записи из журнала боевых действий 303-го полка, которым командовал Аркадий Голиков: «14 июля, г. Сочи. Получено приказание полку переброситься по ж. д. до ст. Белореченской. 18 июля. Ст. Белореченская. Полк расквартировался и принял охранение станицы с прилегающим районом. 27 июля. Первый отряд имел бой с зелеными. Потери: двое ранены и двое пропали без вести. 30 июля. В 4 часа полк выступил в полном составе в станицу Хадыженскую. Дорога скверная, мосты неисправные, лошади устали. Станица занята полком в 18 часов. Было захвачено две оседланных лошади, по показаниям жителей, принадлежавших бело-зеленым, скрывшимся при приближении полка».
Молодой Гайдар сроднился с армией и всю жизнь считал себя солдатом революции. «Солдат» было для него самым высоким званием в жизни. И писателем он стал потому, что был солдатом
Ирина Дегтярева. Журнал «Воин России» (16+)
Одно из самых серьезных сражений гражданской войны случилось на Тамбовщине, где Гайдар принимал участие в подавлении Антоновского мятежа. Руководил операцией боевой полководец Тухачевский, потомственный военный, герой Первой мировой. О нем сохранилось противоречивые высказывания, его называли «демоном гражданской войны», «красным Бонапартом». Воевать отправились с разрозненными бандами, но на деле они оказались настоящей повстанческой армией с отличной организацией и железной дисциплиной.
Руководил восстанием левый эсер Александр Степанович Антонов, вступивший в конфликт с большевистской властью и создававший свою «Боевую дружину» для организации убийств большевистских руководителей. К 1920 году Антонов координировал действия около двадцати повстанческих полков. Крестьяне горячо поддерживали заступника, так как были возмущены зверствами продразверстки, обрекавшей деревни на голод.
Полномасштабному сопротивлению противостояли кадровые части Красной Армии численностью в 100 тысяч человек. Командарм Тухачевский, и до этого известный своей жестокостью, использовал против партизан все доступные военные средства: бронеавтомобили и бронепоезда, карательные батальоны китайцев и венгров, массовые расстрелы заложников и даже отравляющие газы. Под командование Тухачевского и поступил Аркадий Голиков в июне 1921 года. В его распоряжении оказалось шесть тысяч человек, причем 58-й отдельный полк по борьбе с бандитизмом был не на самом хорошем счету, ведь в его составе были такие же крестьяне, что и отчаянно сражавшиеся за свои права антоновцы.
Смерть, конечно, плохо. Но не смертью еще война плоха,а обидою. На смерть не обидно. Это уже такой закон, чтобы рано ли, поздно ли, а человеку помереть. А кто выдумал такой закон, чтобы воевать? Я не выдумывал... ты не выдумывал, он не выдумывал, а кто-то да выдумал
А. Гайдар. «Школа»
Семнадцатилетнему комполка удалось наладить дисциплину, организовать регулярное питание и соблюдение санитарии. Воевать приходилось не с шайками всегда пьяных атаманов, как на Украине, а с хорошо организованным сопротивлением, пользующимся безоговорочной поддержкой населения. Здесь Аркадий получил еще одно ранение в руку и еще одну контузию с прорванным насквозь ухом. Все это впоследствии необратимо сказалось на его здоровье.
Тухачевскому удалось погасить полыхающую Тамбовщину, но и антоновцы одержали победу – продразвестка была в конце концов заменена продналогом, причем на Тамбовщине раньше, чем по всей стране. Теперь нужно было покончить с вооруженными отрядами партизан. Тухачевский предложил им сдаться, пообещав свободу после добровольной сдачи оружия и… пяти лет тюрьмы.
И тут проявился человеческий и политический талант юного краскома. Аркадий заявил Тухачевскому: «Никто не станет сдаваться, чтобы сесть в тюрьму. Тем, кто добровольно сложит оружие, нужно помилование и спокойное возвращение домой».
Командарм разрешил Голикову действовать на своем участке фронта по этому плану. Из десяти тысяч прятавшихся в лесах вышло и сдалось шесть тысяч человек, Тухачевскому не сдался никто. В качестве награды молодого командира направили учиться в Академию Генерального штаба. Таких как он – 17-летних абитуриентов, которые имели бы боевой опыт, два ранения, две контузии и два военных образования – академия явно еще не знала.
Лауреаты премии имени Аркадия Гайдара
Аркадий Александрович Константинов
Родился в 1959 году в Ленинграде.
Окончил исторический факультет Пермского государственного университета. Кандидат исторических наук, доцент. Сотрудничал с газетами «Молодая гвардия» (16+), «Звезда», «Досье 02» (16+).
В качестве военного корреспондента прошел зоны вооруженных конфликтов в Афганистане, Югославии, Абхазии, Таджикистане, Южной Осетии, Чечне. Удостоен боевых наград, в том числе орденом «Крест милосердия» и «За храбрость» (Сербия); медалями «За спасение погибавших», «За отличие в воинской службе», «Участнику контртеррористической операции на Кавказе» , «Участнику операции по принуждению Грузии к миру», «За поддержание мира в Абхазии», наградные знаки «Участнику боевых действий в Чечне 1994-1996 гг.», «Крест 201-й мотострелковой дивизии».
Константинов – автор курса «Политическая и военная журналистика» на кафедре журналистики ПГНИУ и учебных пособий «Политическая журналистика» и «Военная журналистика». Лауреатом конкурса имени Гайдара журналист становился дважды – в 1981 и в 2011 годах. Аркадий Александрович так же известен как коллекционер – он собирает патефоны, швейные машинки, телефоны, чемоданы. В качестве реквизита вещи из его собрания используются кинематографистами и при оформлении музейных экспозиций.