Уложить новые правила в нормы закона и сформировать новые институты – дело небыстрое, поэтому первые выборы в Госдуму в 1993 году проходили по временному положению, утвержденному опять же указом президента.
Необходимые для формирования избирательной системы законы были приняты только к середине 1995 года. Отныне выборы регулировали базовый закон о гарантиях избирательных прав, законы о выборах Госдумы и президента, а также закон о местном самоуправлении, закрепивший избрание глав муниципалитетов.
Тогда же, 30 лет назад, ЦИК РФ запустил Государственную автоматизированную систему (ГАС) «Выборы», позволившую перевести на электронную основу большинство избирательных процедур, включая учет избирателей и обработку итогов голосования.
Впоследствии законы о выборах совершенствовали, исходя из выборной практики. Так, в 1999 году был принят пакет поправок о гарантиях, направленных на борьбу с нарушениями. За 10 лет «грязные» технологии, «черный пиар», выдвижение кандидатов-двойников надоели примерно всем.
Десятилетка вседозволенности породила у людей представление, что настоящие выборы – это шоу, скандалы, взаимные оскорбления, обвинения, копание в грязном белье. Так было и в Пермском крае на выборах всех уровней, включая губернаторские. Вводящие в заблуждение публикации, а то и откровенно лживая агитация печатались миллионными тиражами.
Не до конца настроенная система выборов позволяла немыслимое ныне. Например, победители выборов 1994 года в Заксобрание Пермской области имели право одновременно стать депутатами в нескольких органах представительной власти, а то и вовсе совмещать депутатскую деятельность с руководством местной администрацией.

В бюллетенях для голосования тоже царила вакханалия. На выборы десятками шли такие экзотические партии и объединения как «Партия любителей пива», «Союз работников ЖКХ России», блок астролога Джуны, партии с упоминанием религиозных конфессий в названиях, как это распространено на Западе, но так и не прижилось в российской политике.
Иногда выборная идея давала результат. Например, в начале 90-х, «Женщины России» на выборах однажды опередили «Яблоко» Явлинского и были представлены в Госдуме.
Любопытно, что в Госдуму в 1993 и 1995 годах от блока «Памфилова-Гуров-Лысенко» избиралась Элла Памфилова, действующий председатель ЦИК РФ. Как видим, Элла Александровна не понаслышке знакома со всеми сторонами избирательного процесса.
Но вернемся в конец 90-х, когда наработанная за первое постсоветское десятилетие практика требовала внесения поправок в законы о выборах. В 1999 году был принят рамочный закон об органах власти субъектов федерации, в котором впервые законодательно закрепили прямые выборы глав регионов. Да, россияне выбирали губернаторов с 1995 года, но регулировал процесс не федеральный закон, а указ президента Ельцина.
Следующим шагом, серьезно повлиявшим на развитие российской избирательной системы, стала партийная реформа. В 2001 году был принят закон «О политических партиях», которые превратились в единственных коллективных участников избирательного процесса.
Если в 1990-е выдвигать кандидатов на выборы могли практически любые общественно-политические организации, то теперь такое право осталось только у партий, отвечавших всем требованиям нового закона.
Так, постепенно выборы становились такими, какими мы знаем их сегодня. Но для этого еще надо было пройти непростой путь проб и экспериментов в первой четверти XXI века.