– Антон Андреевич, вы анонсировали выход своей новой книги «Реальная экономика» (16+). На что вы хотели намекнуть таким названием?
– На то, что курс экономики в университетских программах очень сильно расходится с действительностью. Экономическое образование я получал, уже будучи заместителем гендиректора в агрохолдинге. Все услышанное в вузе сопоставлял с тем, что видел на производстве, и очень часто теория не соответствовала практике. Основная разница в том, что экономические учебники считают такой очень специфический актив как власть нейтральным, не влияющим на экономические процессы, и концентрируют внимание на цене и качестве товара. В действительности власть – активный участник экономических процессов, и так не только в России.
– Кто изображен на обложке книги? Кто-то видит на картинке запасливого занимающегося собирательством хомяка.
– На самом деле это бобр, который сопровождает читателя по всей книге. Я долго думал, каким должен был быть визуальный помощник, и остановил свой выбор на бобре. Мне хотелось показать, что экономика – это прежде всего созидание. При этом у бобра есть острые зубы. Вот этот символ созидания и развития с острыми зубами очень точно отражает мое представление о том, каким должен быть успешный участник экономической деятельности.
– Вы описали «Реальную экономику» как книгу с картинками. Люди совсем перестают читать?
– Да, это большая проблема. Книга родилась из курса лекции, который я читал сотрудникам крупного банка. Слушатели задавали вопросы, и по обратной связи я видел, что даже образованными людьми текст воспринимается очень тяжело. Поэтому в книге много простых личных примеров, а также разбора сюжетов популярных фильмов и художественных книг с экономической точки зрения. Это делает текст доступнее и легче для восприятия. Но тем не менее я думаю и о выпуске аудиоверсии книги.
– Кому предназначена книга?
– Я практикующий инвестор, который делится своим опытом с широким кругом людей, которые сталкиваются с последствиями неверных решений, принятых под воздействием новостей. Мне хотелось, чтобы люди научились более здраво реагировать на новости. К написанию книги меня подтолкнуло начало СВО. Я видел, как через две недели после него россияне стояли в очередях к банкоматам в Дубае и перебирали карты в надежде, что с какой-то получится снять наличные. Люди никак не могли повлиять на принятые политические решения о санкциях, но вполне могли оценить вероятность блокировки международных расчетов и заранее снять наличные. А внутри России не было смысла бежать на рынок закупаться гречкой с сахаром, с поставками которых никаких перебоев не предвиделось. Все это очень практичные вопросы на понимание, как устроена экономика и как на нее влияют разные новости. Этим пониманием мне и хотелось поделиться.
– Когда вы анонсировали книгу в своем Telegram-канале, одним из первых вопросов в комментариях был следующий – какой экономической школы вы придерживаетесь? Вы назвали австрийского экономиста Йозефа Шумпетера и его немецкого коллегу Фридриха Листа. Почему они?
– Шумпетер сформулировал концепцию созидательных разрушений. Согласно концепции, каждый раз, когда создается что-то новое (улучшает жизнь людей, повышается производительность, улучшается качество и долговечность товаров), тут же происходит разрушение старого. Например, уничтожаются какие-то профессии, и люди, которые привыкли зарабатывать в умирающих отраслях, теряют доход и вынуждены адаптироваться к новым условиям. В книге есть пример на эту тему: полтора столетия назад пахарь был самой популярной мужской профессией. Сейчас в развитых странах нет ни одного пахаря, потому что такая работа стала невыгодной и оттого ненужной. Взамен появились трактористы и операторы сельскохозяйственных дронов. Вот это – пример созидательных разрушений. Второй названный ученый – Фридрих Лист. Он изучал в середине XIX века как Германия, которая только стала единым государством и только начала развивать промышленность, может улучшить свое положение относительно уже развитой и сильной Великобритании. Лондон тогда всех учил, что в основе преуспевания лежит свободная торговля без вмешательства государства в экономику. Но выгоду от такого устройства мира получал тот, кто лидировал в промышленности. А бедные страны, принимая правила игры от лидера, фиксировали свою бедность. Фридрих Лист изучал, почему свобода торговли не работала, и дал свои рекомендации. Германия, опираясь на них, к началу XX века стала одним из ведущих государств планеты.
– Мне кажется, вы в своей книге решили вывести из сумрака «невидимую руку рынка» и показать, как все работает на самом деле. В таком разрезе название «Реальная экономика» выглядит более чем актуальным.
– Это хорошее определение, я с ним соглашусь.
– В книге упоминается экономика военного времени. Еще одна актуальная тема в условиях СВО.
– Военные технологии могут быть расходом, а могут стать инвестицией. Вы найдете ответы на вопросы, как устроена паника, которая сопровождает начало военных конфликтов, как себя вести во время паники, чтобы не понести серьезные финансовые потери, и что такое война с точки зрения экономики. Я подхожу к их анализу предельно рационально. Вообще считаю, что экономический анализ и воскресная проповедь – разные жанры творчества.
– Первая ваша книга «Деньги» (12+) вышла в свет в 2020 году. Она все еще актуальна?
– Более, чем актуальна. Много из того, что я тогда писал в качестве прогноза, уже стало реальностью. Например, использование доллара как оружия и средства международного шантажа. Реалии, связанные с оборотом криптовалют, также очень точно описаны.
– Вам удалось заработать на «Деньгах» или это больше имиджевая история?
– Так давайте посчитаем. Я писал «Деньги» примерно четыре года. На продажах книги заработал что-то в пределах 100 тысяч рублей авторских вознаграждений. Кто-то в здравом уме согласится четыре года работать ради ста тысяч? Но всего один заказ от читателя, ставшего моим новым клиентом, сразу принес полмиллиона рублей. И такой заказ был не один. Поэтому я не отношусь к книге как к прямому источнику заработка, таковой она не является и в современном мире быть не может. С одной стороны, мне действительно хочется поделиться своим опытом с людьми. А с другой, для меня это значимая имиджевая история.