Российскому писателю Вадиму Панову удалось весь этот увлекательный паноптикум упаковать в такую красивую обертку, что фанаты следят за развитием событий его фэнтезийного мира уже более 20 лет подряд. Речь идет о цикле романов «Тайный город» (16+). Сегодня он насчитывает уже 41 книгу, последняя из них вышла в прошлом году.
Те, кто был до нас
Коротенько, если получится, о мире, придуманном Пановым. Как уже было сказано, до людей миром правили другие расы, пришедшие на Землю из Внешних миров.
Сначала это были легендарные асуры. Легендарные — потому что их видела только прибывшая после них раса навь, которая, собственно, асуров и вырезала всех до одного.
Навы — народ воинов, ими с незапамятных времен правит Князь, по виду — вылитый рептилоид, хотя все остальные навы выглядят как черноволосые, черноглазые люди высокого роста. Владеют магией, подавляют волю. Кровь у них — черная, тягучая как смола, убить их обычным оружием практически невозможно, а смертельны для них обсидиановые клинки. Срок жизни измеряется десятками тысяч лет. Имеют четыре расы вассалов: шасов — прирожденных торговцев, масанов — ночных охотников-вампиров, эрлийцев — колдунов-врачевателей и также полудикий народец ось.
Но потом империя навов потерпела поражение от народа чудь — здоровенных рыжеволосых воинов, катающихся на настоящих огнедышащих драконах, обладающих огромным бестиарием, мастерски управляющими магией огня. Кроме того, им подчиняются четырехрукие воины-хваны, а также бесплотные духи дайкини.
Но господство чудов тоже было недолгим, их свергли люды — снова здоровенные мужики, однако не обладающие магией. Эту стихию у людов освоили женщины — зеленые колдуньи. Вассалы людов — это гениальные престидижитаторы и шоумены концы, смертельно опасные оборотни моряны, приставники — косматые, похожие на горилл хранители кладов и сокровищ, а также семья красные шапки – недоразвитые во всех отношениях бандиты.
Все три главные расы имеют собственные источники магической энергии. Какой он у навов — неизвестно, они это скрывают, у чудов это Карфагенский амулет, люды пользуются Колодцем дождей.
Под сенью Москвы
Каждый раз, когда очередная война приводила к почти полному уничтожению расы, ее представители, чтобы сохраниться как вид, сдавались победителю и уходили в так называемый Тайный город, где жили своими Великими домами, не высовываясь, но стараясь сохранить привычный уклад.
И этот Тайный город автор поместил не куда-нибудь, а в Москву. Ее нелюди поделили на сектора влияния, неприкасаемым остался лишь центр столицы — Зона Кадаф, где запрещено творить магию. Причина в том, что в мавзолее лежит тело Ленина — злейшего врага всех древних рас. Оказывается, Владимир Ильич — это Азаг-Тот, предводитель гиперборейцев, которых нелюди когда-то совместно победили в большой войне. Закручено настолько лихо, что аж челюсть падает.
Но главное заключается в том, что Великие дома — Тёмный двор, Орден и Зелёный дом, — скрываются от человеческой цивилизации. Обладая колоссальными знаниями в области магии, они тем не менее бессильны перед восемью миллиардами действующих хозяев Земли. Тем более что люди (а нелюди называют их челы) обладают атомным оружием и технологиями. Поэтому главное оружие старших рас — это незаметность и строжайший режим секретности. О Тайном городе знают единицы.
К тому же у людей, как оказывается, есть и козыри, о которых большинство даже и не догадывается. К примеру, мощнейшим влиянием на Великие дома обладает человеческая Церковь, с которой Тайный город в свое время заключил соглашение о ненападении. Если условия нарушаются, появляется Инквизитор, который обладает способностью нейтрализовать энергию источников и сокрушает любых магов.
Сказочная реальность
Практически все книги цикла объединены общими персонажами, хотя каждый роман — это отдельная история. Одна из таких фигур — нав Сантьяга. Это прелюбопытнейшая находка автора — с одной стороны, самостоятельный персонаж, с другой, выясняется, что это двойник Князя Тёмного двора, созданный им собственноручно. Он поместил в тело часть своего сознания, состоящую, попросту говоря, из любопытства. Себе же Князь оставил только холодный расчет. Таким образом владыка навов получил инструмент познания мира и в различных сюжетных переплетениях ругается сам с собой.
Немало в романах и других ключевых игроков. Это человские наемники Кортес и Головин — лучшие из лучших в Тайном городе, немногочисленные полицейские, посвященные в тайну существования нелюдей, гиперборейская ведьма Яна Маннергейм, блистательный конец Птиций, барон Мечеслав, великий магистр Франц Де Гир.

Отлично в свое городское фэнтези автор вписал московские локации: реально существующие здания и достопримечательности. Замок чудов, к примеру, — это три высотки на проспекте Вернадского. Люди не видят, что над ними парят драконы, что рядом открываются порталы, из которых выходят рыжеволосые мужчины в роскошных камзолах, что за фасадом происходят чудеса. Все это скрыто.
Зато нечастыми утечками информации объясняются многие старинные сказки о единорогах, змеях-горынычах, вампирах и прочей нечисти. Да, все это, оказывается, реальность.
Параллельная жизнь
Что полностью удалось автору — так это привязать на протяжении всех этих 20 лет все события Тайного города к жизни Москвы. Что называется, в повестке, в режиме сегодня и здесь.
Нелюди имеют собственные банки, интернет, смогли частично увязать человские технологии с магией. Происшествия в Москве зачастую — это только видимая часть замаскированных происшествий Тайного города. В книгах Вадима Панова появляются явления и вещи, характерные для того или иного периода, например, в последнем романе «Высшая каста» масаны вовсю пользуются дронами. Тайное общество человских магов, обосновавшихся в Европе чтобы распространить свое влияние, планирует ввести в организацию «афроевропейцев», а также представителей нетрадиционных ориентаций — во имя толерантности.
«Среди людей продолжали рождаться обладатели магических способностей, иногда даже очень сильных способностей, и с ними работали контрабандисты, на махинации которых Великие дома смотрели сквозь пальцы. Но при необсуждаемом условии: контрабандисты не имели права рассказывать клиентам о Тайном Городе. Врать можно, даже нужно, ошибаться нельзя».
В последней фразе этого абзаца легко читаются перевернутые слова главы Минобороны РФ Андрея Белоусова «Ошибаться можно, врать нельзя».
Юмор романов легок, полон понятных фанатам аллюзий, диалоги героев вполне раскрывают их сущность. Многие читатели сетуют на их возрастающую предсказуемость, как и на штампованные сюжеты романов. Что ж, что есть, то есть. Но это не влияет на предвкушения от историй о мире, с которым ты знаком уже 20 лет.