В Перми эта опера Джузеппе Верди была впервые поставлена в 1947 году и исполнена под управлением дирижера Анатолия Людмилина. В центре сюжета — судьба испанского принца, разрываемого между личными чувствами и государственным долгом. Дон Карлос влюблен во французскую принцессу Елизавету Валуа, которой суждено стать женой его отца, короля Филиппа II… Арии бельканто, эффектные дуэты и ансамбли, любовные коллизии, авантюрный сюжет, погружение в историческую эпоху сделали это произведение одним из самых востребованных произведений композитора.
Верди работал над «большой» оперой по мотивам драмы Фридриха Шиллера в 1866—1867. Для премьеры на сцене Парижской оперы либретто на французском написали Жозеф Мери и Камиль дю Локль. Поэтому «Дон Карлос» сочетает драматическую глубину с блеском французской grand opéra. После премьеры композитор сделал несколько сокращенных вариантов партитур.
В исполнении ведущих солистов Пермской оперы под управлением Петра Белякина прозвучит четырехактная версия, созданная Верди в 1884 году для итальянской премьеры «Дона Карлоса» в миланском театре Ла Скала. На сцену выйдут Борис Рудак (Дон Карлос), Гарри Агаджанян (Филипп II), Василий Ладюк (маркиз ди Поза), Зарина Абаева (Елизавета Валуа) и др.
К концертному исполнению «Дона Карлоса» приурочена финальная встреча в «Лаборатории современного зрителя» в сезоне 2024/25. 25 июня в Центре городской культуры публичная программа Пермского театра оперы и балета представит лекцию Дмитрия Ренанского «Дон Карлос»: против интерпретации». Программный директор театра расскажет о сценической истории произведения и двух знаковых режиссерских прочтения партитуры, которые были выпущены в Венской государственной опере с интервалом в 20 лет — в 2004 и 2024 годах. События «Лаборатории современного зрителя» проходят при поддержке компании СИБУР в рамках программы «Формула хороших дел».