СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
27.07.2024
16+
Архив

Удалите это немедленно: рассказываем, что по закону нельзя фотографировать

Удалите это немедленно: рассказываем, что по закону нельзя фотографировать
На днях в Перми задержали пожилого итальянца, который на станции «Пермь-Сортировочная» фотографировал железнодорожные составы

На днях в Перми задержали пожилого итальянца, который на станции «Пермь-Сортировочная» фотографировал железнодорожные составы. Региональные СМИ сообщают, что в наше непростое время мужчина показался подозрительным бдительным гражданам и они вызвали полицию. Итальянский пенсионер оказался безобидным туристом, и его быстро отпустили. Но случается, что фотографирование в неположенных местах может привести к большим неприятностям. Мы разобрались, как фотолюбителям избежать проблем.

Для друзей или врагов?

Незадачливого итальянского пенсионера зовут Алоизи Бруно. Как выяснилось, он большой любитель путешествий по России, а в Пермском крае у него даже есть подруга. Сюда он регулярно ездит с 2019 года как турист. Большое впечатление на италь­янца производит железная дорога: гигантские грузовые составы, пассажирские «Ласточки» и другая техника. Фотографии российской железной дороги он хотел показать своей родне в Италии.

Стражи порядка отпустили италь­янского фотографа-любителя, предварительно попросив удалить снимки. Можно сказать, что он отделался легким испугом. Ведь этот случай относится скорее к смешным курьезам, тогда как другим задержанным любителям фотографировать разные объекты сегодня не до смеха.

Так, в конце 2023 года в Москве был арестован пермский фотограф Григорий Скворцов. В отношении него возбуждено дело по ст. 275 УК РФ – государственная измена. Такие дела носят секретный характер, и никаких других подробностей сегодня нет. Но про самого Григория Скворцова известно, что он любил снимать промышленные объекты – как действующие, так и заброшенные.

В Перми фотограф проводил выставки своих работ, а также устраивал музыкальные шоу в самых не­обычных местах: в заводских цехах, шахтах и на стройках. Свою вину фотограф не признал, утверждая, что не знал о наличии какой-то гостайны в материалах, которые легли в основу обвинения.

Буквально за пару месяцев до дела Скворцова, в сентябре 2023 года, в госизмене обвинили жительницу Читы.

По сообщениям СМИ, девушка фотографировала эшелоны военной техники на железной дороге, военных в аэропорту, а затем отправляла эти кадры в пограничную службу Украины. Если это правда, то вопросов к справедливости возбуждения дела в отношении молодой женщины не возникает. Но вот что касается случая с Алоизи Бруно, то, строго говоря, если он не снимал военную технику для передачи сведений недругам России, то он вообще ничего не нарушил. И не был обязан удалять снимки.

Можно снимать транспорт?

Что касается объектов РЖД, то закон не предусмат­ривает каких-либо ограничений на съемки, предназначенные для личного пользования. Существует ведомственное «Положение о проведении теле-, видео-, кино- и фотосъемок на объектах инфраструктуры общего пользования, принадлежащих ОАО «РЖД». Оно касается коммерческих съемок, работы СМИ, требующей дополнительной подготовки объектов инфраструктуры к съемкам, созданию фильмов, роликов и т. п. При этом в документе четко указано: «Положение не распространяется на съемки, предназначенные для личного пользования и проводимые в местах обслуживания пассажиров на вокзалах, станциях, остановочных пунктах, не мешающие и не создающие неудобств и опасности для передвижения пассажиров».

Есть, правда, пара исключений. Нельзя вести съемки на объектах РЖД во время движения или стоянки специальных воинских и литерных поездов. Также в начале 2023 года РЖД специально для подразделения в Крыму выпустило запрет на фото- и видеосъемку железнодорожной инфраструктуры, да и то если она ведется крупным планом.

Понятно, что остается простор для толкований. Как, скажем, понять, ведете вы съемку для личного пользования или для коммерческого? Или что означает «неудобство для пассажиров», ведь кого-то может раздражать, что вы делаете селфи на фоне купе? Тем не менее, закрывая разбор истории с Алоизи Бруно, повторим: в целом никаких жестких преград для фотографирования нет.

Примерно так же обстоят дела и со съемками в аэропортах. Существуют требования авиационной безопасности, которые определяют, что использовать фото- и видеоаппаратуру в контролируемой зоне аэропорта можно только при наличии специального разрешения руководства аэро­вокзала. Но контролируемая зона – это служебные помещения или кабина пилота, куда обычные люди и так не попадают. Есть также запрет на съемки зоны пограничного и таможенного досмотра. Но в помещениях общего пользования, на фоне самолетов и даже внутри лайнера с точки зрения законодательства снимать не запрещено.

Есть нюансы со съемками в метро. Например, Московский метрополитен указывает, что на территории метро запрещено осуществлять кино- и видеосъемку с использованием стационарного оборудования без письменного разрешения руководства. Но обычный смартфон едва ли относится к такому оборудованию, поэтому запрет относится, по всей видимости, к профессиональным съемкам со штативов. Хотя фотокамеры современных смартфонов часто дадут фору большим фотоаппаратам. Тот случай, когда закон не поспевает за ритмом жизни?

Что нельзя фотографировать?

В связи с идущими военными действиями принимаются те или иные федеральные или региональные нормы, касающиеся, например, съемок беспилотников, мест попадания снарядов или военной техники и т. д. Есть приказ ФСБ РФ, где приводится перечень военных сведений, которые при получении иностранным государством могут быть использованы против безопасности страны.

Но какого-то единого закона, в котором был бы изложен перечень запрещенных к съемке объектов, в России пока нет. Зато есть ст. 29 Конституции РФ, согласно которой каждый может свободно получать и распространять информацию. Тем не менее перечень объектов и мест, где запрещена съемка, составить можно. Он не очень большой.

Фотографировать без разрешения или вообще нельзя:

• в Мавзолее Ленина на Красной площади в Москве;

• в здании судов и исправительных учреждений;

• на территориях закрытых военных объектов, на объектах государственной тайны или объектах, на которые распространяется закон об охране;

• в служебных помещениях без письменного согласия соответствующих должностных лиц;

• в больницах;

• на закрытых заседаниях Государственной думы;

• на всех объектах таможенной службы России;

• на государственной границе – в пределах пятикилометровой полосы вдоль нее;

• во всех зданиях Министерства топлива и энергетики РФ, ФСБ, Госстроя России, зданиях Ространснадзора и на территориях госучреждений с пропускным режимом;

• на ГЭС и АЭС (внутри, но не снаружи);

• на железнодорожных объектах в коммерческих целях;

• в метро с использованием вспышки и штатива;

• на избирательных участках;

• корабли и военные объекты на берегу с борта иностранных судов.

Как видим, список не столь уж и велик, во многом эти запреты логичны и очевидны. Наверное, его в условиях СВО стоило бы даже пополнить оборонными предприятиями. Но на практике любой, кто делал фотографии в турпоездке или просто во время прогулок, может припомнить случаи, когда в незапрещенных для фотосъемок местах ему говорили: «Здесь снимать запрещено!» При этом аргументы могли быть какими угодно: не разрешает администрация учреждения, фото нарушает право собственников или право на частную жизнь и т. д.

Из нашей практики: корреспонденту «Звезды», снимавшему новостройку, подкованный в законах охранник сказал, что запрещает использовать фото со своим изображением, а в случае публикации обратится в суд. А еще охрана порта «Пермь» запрещала фотографировать объект, ссылаясь на повышенные требования к безопасности в условиях СВО. На месте не всегда есть возможность разбираться, насколько законны запреты, многое зависит от конкретной ситуации. Поэтому вам решать, стоят ли снятые кадры времени и нервов на разбирательства и доказывание своих законных прав или проще махнуть рукой и поскорее закончить споры. Тем более в сегодняшней обстановке повышенной бдительности.

 

Владислав Поспелов 

Фото: Елена Сергеева