Весь 1969 год мир находился на грани большой войны между Советским Союзом и Китаем. «Вечная дружба» великих народов сменилась не только проклятиями маоистов в адрес соседей, но и наглыми вооруженными провокациями.
И вот в марте от разрывов гранат закипел снег на Уссури, а вскоре в дрожь пулеметных очередей бросило Джунгарские ворота. Даманский, Дулаты, Тасты, Жаланашколь – об этих символах мужества советских пограничников до сих пор ходят легенды. Но мало кто знает, что в тех яростных боях на границе своей доблестью отличились уроженцы Прикамья.
В огне Даманского
2 марта 1969-го китайцы вероломно попытались овладеть советским островом Даманский на реке Уссури. Личный состав погранзастав «Нижне-Михайловская» и «Кулебякины сопки» под началом Ивана Стрельникова и Виталия Бубенина в тяжелейшей схватке с превосходящими силами противника отстояли родную землю. Но ценой поистине высокой – на кровавом снегу Даманского 31 пограничник пал смертью храбрых.
Страна, узнав о драматических событиях на Дальнем Востоке, испытала настоящий шок – отчетливо замаячила тень войны между двумя державами.
До середины марта за остров велись упорные сражения, в гуще которых получили крещение огнем многие наши земляки. Это неудивительно – ведь костяк погранстражи традиционно цементируется крепкими и надежными парнями с Урала и из Сибири. Так, курсант школы сержантского состава 69 погран-отряда Анатолий Петухов из Лысьвы 15 марта вступил в бой, за который он впоследствии был награжден орденом Красной Звезды.
– Петухов находился в составе экипажа бронетранспортера, который то и дело появлялся на самых опасных участках, – так описывал в «Правде» подвиг лысьвенца известный фронтовой корреспондент Сергей Борзенко. – В разгар атаки в вездесущий БТР ударила мина, экипаж дал плотный огонь по кустам, где засели налетчики. Наши пограничники решили отползать по колее БТРа, а Анатолий Петухов остался, чтобы прикрыть их отход огнем до тех пор, пока не придет подмога.
Участниками опаляющих мартовских событий на границе стали пермяки Виктор Зенков, который был ранен на поле боя, Владимир Корзухин, Раис Бадрутдинов, а также призванный из Кунгура кавалер ордена Славы III степени сержант Анатолий Кнельц и его земляки Виктор Михляев, Владимир Козлов и Александр Павлов. Пермяк-пограничник Александр Ложкин обеспечивал связь между подразделениями близ Даманского. Механик-водитель 378-го артполка Александр Сивков из Кунгура и артиллерист из Перми Павел Голдобин приняли участие в ответном ударе возмездия, когда меткими выстрелами из гаубиц и «Градов» провокаторы были нейтрализованы.
«Наш артдивизион произвел 180 выстрелов из 130-мм гаубиц, сокрушив тылы китайской прибрежной части», – рассказывал Павел Голдобин.
Потери китайской стороны в тех боях были не просто огромны – ужасающи! Но жестокий урок Даманского Мао Цзэдуну впрок не пошел: китайцы продолжали проверять крепость наших рубежей.
Герой Жаланашколя
Август 1969 года. Участок госграницы 130-го Уч-Аральского погран-отряда близ озера Жаланашколь. Сквозь рассветную дымку инструктор службы собак Михаил Дулепов из поселка Сылва разглядел вооруженных до зубов нарушителей. По его сигналу на место выехала тревожная группа во главе с лейтенантом Евгением Говором, с соседних застав на БТРах, ГАЗах и вертолете туда вышло подкрепление с десантом. Евгений Говор через мегафон на русском и китайском языках попытался образумить нарушителей требованием прекратить провокацию, но китайцы, словно не слыша, продолжали накапливаться на нашей стороне, а потом обстреляли советский БТР.
Пограничники открыли ответный огонь: офицеры Говор, Теребенков и Ольшевский повели три штурмовые группы в атаку на высоту, где засели маоисты. В первых рядах атакующих под огнем гранатометов и пулеметов шел наш земляк Михаил Дулепов. Кому как не ему, опытному старослужащему, подавать пример сослуживцам? Ничто не могло остановить натиск «зеленых фуражек»! И даже когда Дулепов упал, сраженный пулей, и больше не поднялся, солдаты продолжили бросок к вершине и взяли ее.
Раненые одной пулей
Механик-водитель БТР № 217, который был первым обстрелян китайцами, пермяк-ефрейтор Виктор Пищулев стал настоящей легендой отечественных погранвойск.
– Невероятно, но Пищулев грамотно управлял БТРом даже тогда, когда из восьми колес шесть были пробиты и подкачка уже не могла играть свою роль, – рассказал «Звезде» командир героя, кавалер ордена Ленина Владимир Пучков. – В том памятном бою мы были ранены одной пулей: я в правое бедро, а Виктор в правую руку. Но даже раненный, он одной рукой продолжал умело маневрировать тяжелой машиной под огнем.
За проявленное мужество Пищулев был отмечен орденом Красного Знамени. Однако пограничники были уверены, что он и Михаил Дулепов заслуживали большего – Звезды Героя. Но именно о таких, как скромный и добродушный Виктор Пищулев, говорят, что эти парни воюют не за награды, а за что-то большее… После службы Виктор Александ-
рович трудился на заводе Ленина в Мотовилихе, потом 25 лет проработал водителем в издательстве «Звезда».
Фикса, падай!
Две медали заслужил на границе уроженец деревни Павлово Ординского района Виктор Овчинников, в том числе и за бой на высоте Безымянной.
– Мне с бойцами был дан приказ атаковать высоту с тыла. Когда мы лежали на гребне сопки, я бросил гранату, и в это время в мой автомат попали две пули. В итоге – ранение обеих рук, – вспоминает старшина заставы «Жаланашколь» Овчинников. – Во время штурма нами было уничтожено пять китайских военнослужащих, захвачены пленные.
В мае 1970 года Овчинников был делегатом XVI съезда ВЛКСМ, на котором его в числе других героев-пограничников принял председатель КГБ Юрий Андропов и наградил именными золотыми часами.
Туго пришлось бы погранцам-жаланашкольцам в том жестоком бою, если бы не бесстрашные действия водителя заставы пермяка Валерия Матышева, который своевременно подвозил боеприпасы на передний край.
– 13 августа по команде «В ружье!» я доставил на границу личный состав, – вспоминает Валерий Павлович. – Началась атака, бегу наверх, и тут крик Вити Овчинникова: «Фикса, падай!» – так меня звали из-за сверкающей коронки на зубе. Только я упал, над головой просвистел веер пуль. Спас меня тогда Виктор…
Отважный пограничник был награжден орденом Славы III степени, как и суксунец сержант Григорий Ужегов, который метким огнем отсекал китайцев, пытавшихся прорвать оборону госграницы. Примечательно, что в наградной летописи СССР вручение орденов Славы III степени прикамским пограничникам Матышеву и Ужегову стало последним в стране.
Урок для Мао
Сержанта Виктора Сысоева из Верх-Суксуна наградили медалью «За отличие в охране государственной границы СССР».
– Наша цепь под шквальным огнем шла наверх по крутому склону. Рядом со мной держался связист Аркадий Свистунов из поселка Дивья, – вспоминает Виктор Константинович. – Увидели лежащим Мишу Дулепова, подумали, что ранен, и занесли его в бронетранспортер, а сами дальше – в атаку! А тут пуля попала мне в левую ногу – я кувырком перевернулся через голову, лежу. На выручку подъехал БТР земляка Виктора Пищулева, и я прополз между колес к нижнему люку, через который меня втащили в машину и перебинтовали.
Ефрейтор Свистунов, проживающий ныне в Звёздном, за тот бой тоже был отмечен медалью «За боевые заслуги». Как и пермяк Валентин Слепов, мастерски управлявший БТРом при штурме высоты. Храбро сражался призванный на границу Ильинским райвоенкоматом сержант Михаил Рычагов, заслуживший орден Красной Звезды. Солдатскими медалями «За отвагу» были награждены близкий друг Михаила Дулепова наводчик БТРа Валерий Кондаков из Сылвы и добрянец Михаил Бабичев, который метким огнем не позволил включиться в бой многочисленным подкреплениям китайцев.
В том бою принимали участие ефрейторы Иван Некрасов, призванный Кудымкарским военкоматом, и Алексей Мышкин из поселка Гайны, награжденный медалью «За боевые заслуги». Добровольцем вызвался ехать в район столкновения пермяк Виктор Поляков. В знаменитой атаке на сопку также отличились рядовые Рашид Шакиров из Гремячинска, Николай Витковский из Соликамска, Геннадий Кожуков из Губахи, ефрейтор Аркадий Томилов из Зюкайки. В резерве близ сопки находился куединец Александр Лихачёв, поддерживал связь между пограничниками сержант Владимир Щербаков из Лысьвы.
Потери с нашей стороны составили двое убитых и одиннадцать человек раненых. 15 августа в селе Уч-Арал с воинскими почестями были погребены Михаил Дулепов и Виталий Рязанов, посмертно награжденные орденами Красного Знамени. Китайцы дорого заплатили за их гибель: 19 человек нашли свою смерть около Джунгарских Ворот. Но главное – «зеленые фуражки» нагнали страху на руководство КНР, которое после 1969 года от подобных провокаций отказалось. А на политбюро ЦК КПСС прозвучали слова: «Пограничники спасли мир от ядерной войны, а СССР – от позора».
Позднее героям Даманского и Жаланашколя придали статус участников Великой Отечественной войны, что нередко приводило к казусам на «гражданке»: «Парень, ну какой ты ветеран?!» Никто не верил, что эти молодые ребята удержали в руках хрупкий мир.
Текст: Алексей Дубровин
Фото: Алексей Дубровин