Первые на Земле насекомые-опылители жили в пермский период на территории Суксунского округа — Звезда

2022 , 19:28

Обнародованы замечательные итоги экспедиции Палеонтологического института имени А.А. Борисяка Российской академии наук, два года назад работавшей в Суксунском округе Прикамья на левом берегу Сылвы у деревни Чекарда. Это известное на весь мир местонахождение палеофауны.

Как сообщал тогда сайт краевой газеты «Звезда», в ходе двухнедельных полевых исследований отложений кунгурского яруса нижней перми (272-283 млн лет назад) ученые нашли более сотни останков древних насекомых. А нынче журнал Current Biology опубликовал работу старшего научного сотрудника института Александра Храмова, известного пермского палеонтолога и популяризатора науки Сергея Наугольных и их польского коллеги Петра Вегирека.

Называется статья «Возможные длиннохоботные насекомые-опылители из ранней перми России» и по сути делает на 100 млн лет старше такое природное изобретение как перенос пыльцы с одного растения на другое с помощью животных. Раньше пальму первенства держал Китай с его юрскими отложениями, где были обнаружены насекомые, которые 165 млн лет назад опыляли цветковые растения.

А пермские протомеропиды (как их классифиировали), оказалось, опыляли растения голосеменные. Не современные гингко, хвойные и папоротники – а вымершего семейства Angaropeltaceae. Взамен они получали капельки сладких выделений из шишек. Именно для всасывания этого дара у нижнепермских опылителей уже имелся хоботок в 2 мм из двух соединенных вместе щупиков.

Так что новомодная идиома «Пермский край – родина слонов», родившаяся после обнаружения под Оханском скелетов двух степных мамонтов – трогонтериевых слонов, живших 200 тысяч лет назад, теперь нуждается в поправке. Прикамье – еще и родина хоботов, и первые хоботки членистоногие животные обрели в ранней перми.

Фото Александра Храмова.