СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
Главные материалы
24.11.2024
16+
Архив

Далекий предок мамонтов. В Перми представили фильм об оханском трогонтериевом слоне

Далекий предок мамонтов. В Перми представили фильм об оханском трогонтериевом слоне
Киностудия «Новый курс» представила новый фильм «Древности Пермского края. Оханский слон» (6+). Далекий предок современных животных, кости которого нашли в Прикамье, воодушевил и местных жителей, и научную общественность, и даже одного барда, сочинившего песню об ископаемом млекопитающем из Оханского района

Киностудия «Новый курс» представила новый фильм «Древности Пермского края. Оханский слон» (6+). Далекий предок современных животных, кости которого нашли в Прикамье, воодушевил и местных жителей, и научную общественность, и даже одного барда, сочинившего песню об ископаемом млекопитающем из Оханского района.

На зависть пейзажистам

В фильме показаны живописные уголки нашего края. К пейзажам, которым бы позавидовали и Левитан, и Шишкин, и поневоле «прославившийся» Архип Куинджи, прибавилась еще одна горячая точка для событийного туризма: осторожно, не сломайте язык – трогонтериевый слон! А где слон, там и фильм!

Как говорится в аннотации картины, 200–300 тысяч лет назад на прикамских берегах обитали далекие предки мамонтов и слонов. И вот в XXI веке они снова дали о себе знать: рыболовы обнаружили останки костей древнейшего слона в обвалах берега Камы.

В фильме речь идет о том, как сенсационная находка объединила местных жителей. Автором сценария и режиссером картины является Мила Кудряшова. Продюсер – Павел Печёнкин.

На фоне слона

Хотя фильм является научно-популярным, слон тут словно некий ключ, приоткрывающий дверь в жизнь пермской глубинки. Вокруг палеонтологической находки разгораются нешуточные страсти: ни много ни мало, а Пермский край – родина древних слонов!

Как рассказал «Звезде» продюсер картины Павел Печёнкин, самое главное, чтобы человек жил интересно. По его словам, история со слоном словно вдохнула новую жизнь в пермскую глубинку, вокруг этого события возник праздник, но не вульгарный, с баней и водкой, а целый культурный фестиваль, процесс знакомства со своей малой родиной через призму палеонтологической экспедиции. Павел

Печёнкин обратил внимание, что наряду с раскопками и съемками фильма стала происходить масса других историй: в этих краях открывает свою мастерскую пермский скульптор Залазаев, активизировались исследования палеонтологического пермского периода, открывшего миру новый бестиарий звероящеров.

– Там были самые крупные в истории советской палеонтологии раскопки, где нашли пермских ящеров. И пермский период интересен для всей Земли. И поэтому найденные кости объединяют не только ученых, которые хотят защитить на эту тему кандидатскую или докторскую, но и любых других людей, – сообщил Печёнкин.

По его словам, в Оханский район приезжали голландцы и поляки, а в Польше вообще существует целый парк, посвященный пермскому периоду. Иностранцы получают от посещения этих знаковых мест колоссальное удовольствие, и всё потому, что путешественники более глубоко осведомлены об истории нашей планеты.

– Они рассматривают ракушки в наших горах, о которых мы давно слышали, но на самом деле ничего о них не знаем, – отметил Павел Анатольевич.

Слон похож на грушу

По словам художника Александра Федина, участвовавшего в создании фильма, если перед нами что-то похожее на слона и оно двигается как слон, то мы верим, что это слон и есть. Главная же головная боль при изображении так полюбившегося всем реликта была связана с условной границей между мамонтом и слоном, их ключевыми отличиями. После консультаций со специалистами выяснилось, что у мамонта голова поднята выше, чем холка, а у слона, наоборот, голова ниже, и горб на спине.

– Если смотреть на слона сверху, то его тело выглядит грушевидным, – говорит поднаторевший в «слоноведении» Александр Федин.

При этом смоделировать слона по живописным полотнам, где животные изображены в динамичных позах, весьма сложно. Компьютерщикам нужно три вида: строго сверху, сбоку и спереди. Тогда и закипит работа.

– Попробуй по картине «Последний день Помпеи» человека изобразить. Там же все в таких позах, что мама не горюй. Не поймешь, как человек выглядит в состоянии покоя. Со слоном была такая же проблема, – отметил Федин.– Аниматоры из BBC говорили, что походку динозавров делали именно со слоновьей. Из-за того что вес этих животных очень большой, они двигаются не так, как тигры, крокодилы или собаки.

Другая загвоздка была в том, в каких местах и как на древнем слоне росла шерсть. Федин разместил ее по своему усмотрению, после переговоров с научным консультантом кое-что поменял, но в целом вся эта слоновья шерстистость в фильме, по словам Федина, художественный вымысел, скомпилированный из нескольких картин. Стоит отметить, что Федин занимался анимацией слона, а за компьютерную геометрию отвечал мастер своего дела Владимир Санников.

– Я вживлял слона в видео, а Володя Санников делал всю анатомию. Уже потом я покрывал слона шерстью, вставлял скелет внутрь и заставлял его ходить, – подытожил художник.

 

 

Вот так общими усилиями ученых и художников был «оживлен» пермский слон.

Жизнь, бурлившая вокруг оханского слона, была настолько пестрой и разнообразной, что смонтировать фильм, по словам директора киностудии «Новый курс» Владимира Соколова, было так же непросто, как собрать по косточкам доисторического элефанта. Надеемся, это не последний яркий пазл в пермской палеонтологии и киноиндустрии!

В мультфильме «Маугли» слоны ходят неправильно

После работы над фильмом «Древности Пермского края. Оханский слон» 3D-художника Александра Федина можно считать главным специалистом по слонам в Перми – в плане их внешнего вида и моторики, особенностей передвижения по первобытной прикамской прерии. Если же кто сам считает себя таковым, обратитесь в редакцию, мы сделаем отдельное интервью.

А съевший собаку в прикладной к кино зоологии художник обратил внимание, что в советском мульт­фильме «Маугли» слоны ходят неправильно. На самом деле эти животные всегда опираются на три ноги: в движении поднята бывает лишь одна из четырех конечностей. Художник отметил, что для того, чтобы изобразить слона в движении, были отсмотрены кадры из Пражского зоопарка, а также ряд фильмов с динозаврами, которых тоже планировали включить в пермскую документалку, но ограничились элефантом.

Татьяна Вострикова, зам. директора по развитию ГКБУК «Пермский краеведческий музей»:

– Пока мы, краеведческий музей, работаем над организацией полевых экспедиций и камеральной обработкой материала. Этап сборки скелета слона нам еще предстоит, и возможно, не ранее чем через 3 или 4 года.

Текст: Сергей Крюков

Фото: скриншот киностудии «Новый курс»