Хорошей предновогодней традицией становится проверка обоснованности повышения цен на горючее.
В ноябре 2021-го «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» озадачил покупателей и прикамских антимонопольщиков двойным ростом цен за неделю с плюс 1,6 рубля за литр дизельного топлива. Год спустя «ЛУКОЙЛ-УНП» выдал куда более впечатляющую динамику. Литр солярки за пару месяцев подорожал почти на пять рублей.
Управление ФАС по Пермскому краю начало проверку компании. Причина – стремительное повышение цен на дизтопливо. В ноябре-декабре стоимость поднималась неоднократно и выросла с чуть более 56 рублей за литр почти до 61 рубля. За год рост составил почти десять процентов. Стремительный взлет начался в сентябре, рассказал глава краевого УФАС Александр Плаксин:
– Цена поползла вверх, и к середине декабря ее общий накопленный рост составил 9,9 процента. Это много, и рост цены вызвал массу обращений от граждан и предпринимателей. Мы увидели основания для проведения проверки, направили детализированный запрос и будем внимательно изучать их обоснования.
Опережающими темпами росло именно дизтопливо, тогда как цены на бензин марок АИ-92 и АИ-95 с лета оставались стабильными. Цена на марку АИ-92 даже несколько снизилась по отношению к декабрю 2021 года, бензин АИ-95 подорожал совсем незначительно. Но рост цены солярки – очень резкий, и объяснить это сложно.
– На биржевом оптовом рынке цена дизтоплива с сентября тоже не изменилась. То есть инфляционное влияние не сказалось на оптовых ценах на дизтопливо, и мы не видим объяснения, почему компания подняла цена почти на десять процентов. Нам требуется объяснение, и поэтому мы начали проверку, – сообщил руководитель антимонопольного управления.
Практически в каждой из многочисленных претензий УФАС к «ЛУКОЙЛ-УНП» звучит фраза, что компания не закупает дизтопливо на бирже, а получает его непосредственно от производителей – нефтеперерабатывающих предприятий. Поэтому УФАС по Пермскому краю усматривает в действиях дочерней компании «ЛУКОЙЛа» признаки нарушения статьи 10 Закона о защите конкуренции. В ведомстве отмечают, что «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» занимает доминирующее положение на рынке продаж автомобильного топлива в Прикамье на уровне свыше 70 процентов. Таким образом, можно говорить об установлении монопольно высокой цены.
На протяжении многих лет стоимость дизтоплива в Пермском крае неуклонно растет. Столь же стабильно цены на него в нашем регионе остаются выше среднероссийских, и это вызывает законное недовольство автовладельцев и предпринимателей. Дело в том, что Прикамье – регион, где нефть добывается и перерабатывается лукойловскими предприятиями. Поэтому затраты на ее логистику должны быть меньше в сравнении с другими регионами. При этом, например, в центральной России и Подмосковье цены на нефтепродукты заметно ниже прикамских.
Напрашивается вывод, что нефтяники максимизируют свою прибыль в одном из ключевых для себя регионов присутствия. Широко известна поговорка – что хорошо для Форда, то хорошо для Америки. Хотелось бы ее повторить в формате – что хорошо для ЛУКОЙЛа, то хорошо для Прикамья, но нет – нам нехорошо. Более высокие цены на топливо неизбежно давят вверх стоимость товаров и услуг, в которых есть транспортная составляющая. А есть она примерно во всем.
Компания «ЛУКОЙЛ-Уралнефтепродукт» не первый раз попадает в поле зрения антимонопольщиков. Так, в марте 2021 года нефтяники на предупреждение о необходимости снизить розничные цены в связи с признаками нарушения закона о защите конкуренции ответили, что на отдельных АЗС проводили маркетинговое исследование эластичности спроса. А потом отчитались уведомлением о выравнивании цен.
В конце ноября прошлого года антимонопольное ведомство указало на второе за неделю резкое повышение общего уровня розничных цен. Суммарный рост составил 64 копейки за литр за бензин АИ-92 и ЭКТО-92, АИ-95 и 1 рубль 60 копеек за дизельное топливо. Позднее, в феврале 2022-го, УФАС России по Пермскому краю возбудило дело в отношении крупнейшей в крае сети АЗС. В апреле нефтяники снизили цены в среднем на 70 копеек на бензин марок АИ-92, АИ-95 и дизтопливо.
В декабре лукойловские автозаправки, наконец, догнал штраф в 650 тысяч рублей. Но толку от него мало, раз спустя несколько дней антимонопольщикам пришлось снова реагировать на очередные жалобы. За год их набралось порядка трехсот. Однако не стоит ждать, что нефтяники испугаются реакции контролирующего органа.
Скорее наоборот, незначительные санкции только подстегнут желание доминирующего игрока на рынке еще раз поднять цены на АЗС, переложить финансовые издержки на потребителей и, таким образом, выиграть у нас очередной раунд игры в «Монополию».
Владислав Поспелов