Осенние премьеры Перми промышленной — Звезда

Осенние премьеры Перми промышленной

2021 , 05:17

В Санкт-Петербурге открылся X Международный газовый форум. 7 октября в ходе деловой программы состоится презентация газотурбинного двигателя промышленного назначения ПД-14 ГП-1/-2.

Как сообщают в нашем КБ, на презентацию «Новые газотурбинные установки 12-16 МВт на базе двигателя ПД-14» приглашены руководители крупнейших нефтегазовых и энергетических компаний, представители инновационных центров, научно-исследовательских институтов, центральных и отраслевых СМИ.

Юбилейный форум вообще-то должен был состояться еще в 2020 году, но из-за разразившейся пандемии его сперва отложили до декабря, а потом и вовсе перенесли на 2021-й. За это время за душой у организаторов накопились сюрпризы, главным из которых, без сомнения, станет пермская новинка.

Согласитесь, первая наземная модификация первого отечественного двигателя, разработанного в постсоветское время, по определению должна привлечь внимание специалистов во всей отрасли. И потенциальных заказчиков тоже. Новейшая разработка пермского КБ, представленная в составе общей экспозиции Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК), будет использоваться в составе газоперекачивающих агрегатов на магистральных трубопроводах и газотурбинных электростанциях.

Причем новый двигатель можно применять как при строительстве новых объектов, так и для реконструкции действующего оборудования. По словам управляющего директора, генерального конструктора АО «ОДК-Авиадвигатель» Александра Иноземцева, соответствие новой разработки пермского КБ российским и международным экологическим требованиям обеспечено применением эффективных конструкторских решений, таких как технология «сухой» мало-эмиссионной камеры сгорания, уже реализованной в составе газотурбинных установок ГТУ-16ПМ и ГТУ-25ПМ (на базе газогенератора старого доброго ПС-90).

– Использование высокопараметричного газогенератора позволяет ПД-14ГП-1/-2 составить достойную конкуренцию импортным аналогам, – подчеркивает Иноземцев.

Основываясь на опыте всё того же ПС-90, разработчики ПД-14 сразу предполагали, что сфера применения семейства ПД не ограничится летательными аппаратами. Поэтому конструкторы разработали унифицированный газогенератор, на базе которого можно было бы производить установки различных мощностей для использования как в небе, так и на земле.

Как следует из сопроводительной документации, при разработке ПД-14 были применены такие новые элементы – плоды технологий последнего поколения:

1. полые широкохордные титановые лопатки;
2. малоэмиссионная камера сгорания из интерметаллидного сплава;
3. монокристаллические лопатки турбины высокого давления с перспективной системой охлаждения;
4. керамические покрытия на деталях «горячей» части;
5. полые лопатки турбины низкого давления и прочее.

В результате за счет применения всего этого на ПД-14ГП-1/-2 удалось достичь увеличения топливной экономичности на 6–8 процентов против аналогов, эмиссии NOx – менее 50 мг/м3, ресурса – в 200 тысяч часов.

Насчет будущего и настоящего для наземной модификации можно не сомневаться: ПД-14ГП-1/ГП-2 создан по заказу «Газпрома» и станет основой целой линейки газотурбинных установок мощностью 12 (ГП-1) и 16 (ГП-2) мегаватт.

Только в интересах «Газпрома» ОДК планирует выпустить не менее 200 таких установок в срок до 2030 года, а ведь есть и другие газодобытчики. Можно не сомневаться, что после презентации портфель заказов у «Пермских моторов» в совокупности станет еще толще.

Между тем продолжается наступление пермских разработок и в небе. Ростех сообщил, что ОДК завершила испытания второго опытного газогенератора двигателя ПД-8, предназначенного для самолета SSJ-New.

В рамках испытаний были подтверждены корректная работа узлов, требуемые параметры температуры и давления, соответствие экологическим нормам. Следующим этапом станут стендовые испытания первого опытного образца двигателя, которые намечены на начало 2022 года.

Газогенератор, состоящий из компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления, не зря называют сердцем авиационного двигателя. Именно эта часть приводит в движение силовую установку.

В ходе запусков на испытательном стенде оценивалась совместная работа узлов, выполнялись замеры температуры и давления, а также эмиссии вредных веществ. По их итогам подтверждена правильность решений, заложенных в «горячую» часть силовой установки.

– Создание ПД-8 ведется методом параллельной разработки «горячей» части двигателя, благодаря чему на реализацию проекта уходит меньше времени, – рассказал первый заместитель гендиректора Ростеха Владимир Артяков. – Госкорпорация завершила испытания уже второго опытного газогенератора, которые прошли успешно и подтвердили правильность используемых технологий. Сейчас ведется изготовление узлов для начала сборки опытных образцов.

Одновременно с их изготовлением продолжатся и испытания газогенераторов.

– Подтверждение конструкторских решений на этапе испытаний важно для всего хода сертификационных процессов, касающихся двигателя ПД-8, – пояснил заместитель генерального директора, генеральный конструктор ОДК Юрий Шмотин. – В планах испытания газогенератора на высотном стенде ЦИАМ в условиях, близких к работе двигателя. Параллельно компрессор пройдет испытания в составе автономной установки в ЦИАМ для исследования и подтверждения заложенных характеристик. (ЦИАМ – Центральный институт авиационного моторостроения им. П. И. Баранова – ред.)

В настоящий момент в рамках работы над силовой установкой уже пройден этап технического проекта. Завершено создание рабочей конструкторской документации, идет изготовление опытных образцов двигателя. Получение сертификата на ПД-8 запланировано на 2023 год. Причем в сообщениях и Ростеха, и ОДК подчеркивается, что создание маршевой силовой установки ПД-8 для самолета SSJ-New ведется в широкой кооперации предприятий ОДК, зиждущейся на основе опыта создания двигателя ПД-14.

Роль пермяков в грядущем импортозамещении на крыльях «Суперджета» не подчеркивается специально, но в отрасли все в курсе. По приблизительным оценкам, сегодня каждая вторая новость из российского авиастроения так или иначе обусловлена пермскими разработками.

Алексей Клочихин
info@zwezda.su

Читайте также на сайте zwezda.su по данной теме: До 2028 года пермский «Авиадвигатель» должен изготовить 18 штук ПД-35 опытной партии.



Новости Mediametrics: