На сцене театра «Балет Евгения Панфилова» состоялась премьера спектакля «Посмешище» (12+), поставленного хореографом Алексеем Расторгуевым на музыку Микаэла Таривердиева. Сценография и костюмы – Евгений Янкин и Татьяна Гладких.
Условное либретто отсылает зрителя к самым известным басням Ивана Крылова – «Ларчик», «Слон и моська», «Лисица и виноград», «Лебедь, рак и щука», «Квартет», «Стрекоза и муравей» и др. Роль сценического задника выполняет гигантская бутафорская книга великого баснописца, страницы которой перелистывают специальным приспособлением по ходу действия. За фортепиано, как в начале ХХ века на сеансах немого кино, сидит самый настоящий тапёр.
Составленный из нескольких миниатюр, перетекающих одна в другую, спектакль то и дело теряет сюжетную нить, без конца трансформирует классические образы, превращая их в фантасмагорические и лишая опознавательных знаков. Так, вместо лебедя, рака и щуки миниатюру разыгрывают служащие фешенебельного отеля, а под условной виноградной лозой вместо лисы порхают сильфиды и виллисы из жанра интертеймент, и почти во всех картинах присутствует некий условный автор.
В экспозиции он стучит по клавишам печатной машинки, ощущая себя создателем новой вселенной, но с каждым следующим сочинением литературные герои всё больше захватывают и обустраивают реальность, не обращая внимания на создателя, который сам уже стал персонажем. В финале он скромно устраивается на чемодане, озадаченно листая книжку всё тех же басен, давно перекочевавших на детскую полку, разобранных на цитаты и ставших частью обыденной жизни.
Как открывается этот ларчик спектакля и оснащён ли он метафизическими смыслами, на которые то и дело намекает программка, – большой вопрос. Вопрос, который вряд ли уместен в пластическом шарже из разряда эстрадизированного микста с элементами эстетики кабаре.
Предваряя спектакль небольшим выступлением, Алексей Расторгуев отметил, что не стоит рассматривать «Посмешище» как новый вектор развития театра – «это просто свежая постановка».
«Посмешище» – первый спектакль, поставленный Алексеем Расторгуевым в статусе художественного руководителя Балета Евгения Панфилова, который лишь в этом сезоне получил новое помещение в реконструированном «Дворце молодёжи». Так что премьеру можно считать новосельем.
Главный плюс нового помещения – ультрасовременный зал-трансформер на 120 мест, не имеющий аналогов в Перми (в России их единицы). Помимо современного звукового и светового оборудования, зал имеет телескопическую трибуну. Когда она задвинула, есть возможность проводить полноценные репетиции максимальным составом артистов; при выдвинутой – показывать спектакли для зрителей.
Пространство зала представляет собой так называемый «чёрный ящик» – квадратное помещение с черными стенами, что позволяет использовать его в разнообразных вариантах светового и сценографического дизайна.
Наталья Земскова
Фото предоставлено Балетом Евгения Панфилова