СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
300 историй Перми
15.06.2024
16+
Архив

Пробуждению природы посвящена выставка известной пермской художницы

Пробуждению природы посвящена выставка известной пермской художницы
«Весна идёт, весне дорогу!» – выставка пермской художницы Любови Малышевой

Казалось бы, весной всегда повторяется одно и то же: каждый год в это время с юга возвращаются птицы, текут ручьи, раскрываются окна. «Весна идёт, весне дорогу!» (12+) – выставка пермской художницы Любови Малышевой, языком живописи воспевающая нашу уральскую весну.

Выставка живописи Любови Малышевой радует глаз каждого ценителя нашей уральской природы в период ее пробуждения: яркая, весенняя, полная проталин, солнца, путешествий, деревенек и сельских храмов, северной черемухи и городской сирени, отмечают в библиотеке им.

А. С. Пушкина. Все творчество автора проникнуто чувством безусловной любви к родине. На выставке представлены пейзажи, написанные художницей с натуры.

Как отмечают организаторы, художница объехала почти все уголки Пермского края: Чердынь, Усолье, Кунгур, Чусовой, Губаху, Суксун, Кын и многие другие места.

– Пейзажи Любови Малышевой – это увлекательные экскурсии по живописным местам Прикамья, знакомство с красотами реки Камы, архитектурными строениями городов края. Широта жанровых интересов художника многогранна: портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые композиции, сказочные фантазии. Особое место в творчестве художницы занимает городской пейзаж. Ее картины пропитаны любовью к своей малой родине, они просты и понятны каждому человеку, – рассказали авторы выставки.

Чем красна весна

Для полноты картины не помешает знать, как изображали весну художники в разные времена и в разных художественных стилях. Так, великий Рембрандт изобразил свою жену в образе Флоры – древнеримской богини цветов и весны, в жанре классического портрета. Пабло Пикассо на картине «Весна» представил нечто невообразимое в стиле кубизма с использованием криволинейной перспективы. Лишь доминирующий в произведении зеленый цвет позволяет нам догадываться о сезоне, в котором «март богат водой, а апрель – травой».

На картине представителя метафизической живописи Джорджо де Кирико «Туринская весна» о соответствующем времени года говорит разве что характер освещенного пустынного городского пейзажа, когда весеннее солнце еще не светит в полную силу, а словно украдкой выглядывает из-за горизонта. Привычнее и ближе в этом плане хрестоматийные работы Исаака Левитана и Алексея Саврасова, где мы видим до боли знакомые подтаявшие сугробы, нежные в контексте общей отступающей зимней суровости проталины, тонкие березки еще без намека на листву и разухабистое в смысле облачного разнообразия прохладное мартовское небо.

Теплоты добавляют произведения, живописующие более позднюю весну. Вспомним хотя бы «Цветущие ветки миндаля» постимпрессиониста Винсента Ван Гога или «Сирень» представителя русского модерна Михаила Врубеля. А вот уж сирени и других притягательных весенних мотивов у нас в Перми предостаточно.

На уральский манер

Какая же она, уральская весна? По своему опыту знаем, что всегда разная. Иногда ранняя, порой поздняя. В один год бурная, в другой – затяжная. Но неповторимая и всегда разная весна в произведениях изобразительного искусства. Как говорил один из родоначальников реалистического пейзажа Камиль Коро, в природе не бывает двух одинаковых мгновений.

Об особенностях пермской весны на примере собственного творчества корреспонденту «Звезды» рассказала автор выставки «Весна идёт. Весне дорогу!» Любовь Малышева.

– Среднерусская весна, как и по всей России, – лужи, грязь, и снег. Все то же самое. Только в произведениях можно увидеть что-то новое, новые ракурсы, новые весенние состояния, – поделилась Малышева. – И эти моменты сродни состояниям души. Когда ты передаешь это состояние души в красках, эмоциях, мазках, то это все должно на зрителя оказать воздействие.

Часто на картинах Малышевой пермяки видят родные места, а сама радость узнавания с точки зрения классической эстетики является показателем высокого искусства.

– Если это трогает зрителя, считайте, что ты передал свои чувства, – подчеркнула Любовь Малышева.

Но чем же все-таки пермская весна отличается от среднерусской? Автор картин прояснила этот вопрос на примере одного живописного уголка нашего края.

– Почему все уральские художники стремятся попасть в Кын? Там присутствуют и скалы, и рельефы. А еще домовитость и старина чувствуется в этой деревне. И такая прекрасная излучина реки! В этом населенном пункте со­единилось все, что свойственно именно уральской весне, – подытожила художница.

Капризы природы

Создание пейзажей не всегда лирическое и спокойное дело, погода иногда может не на шутку встревожить. По словам Любови Малышевой, во время одного из пленэров в усадьбе Грибоедовых в селе Хмелита (Смоленская область) разыгрался сильный ветер. Порывы были такой силы, что художница попросила двух мальчишек подержать холст, чтобы его не унесло стихией.

– Это был фейерверк всех погод сразу: дождь, снег, вет­рище, просто с ног сшибало, то солнце. И это все буквально за два часа! – описала Малышева особенности работы на пленэре. И пока школьники держали холст, чтобы его не унесло ветром, художница смогла спокойно собрать этюдник и впоследствии показать неулетевший холст на выставке.

 

Сергей Крюков

Фото: Владимир Бикмаев