СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
300 историй Перми
13.06.2024
16+
Архив

По сусекам поскребли, знатных авторов нашли

По сусекам поскребли, знатных авторов нашли
На выставке «По сусекам» представлены работы известных пермских художников

Несмотря на нынешний стремительный ритм жизни, в провинции, по сути, сохраняется размеренный патриархальный уклад. Внешне XXI технологичный век проявляется через гаджеты, маркетплейсы и банкоматы в самых удаленных уголках, но менталитет рассудительного, твердо стоящего на земле хозяина не меняется. И никакая городская суета не сможет изменить эту природную скромность жителей российской глубинки. Опыт здесь передается из поколения в поколение, бережно сохраняются традиции, а искусство, как и все дорогое и близкое сердцу, собирается годами по сусекам.

Свои герои

«По сусекам» (6+) – так и называется выставка, на которой представлены работы известных пермских художников, годами собиравшиеся знатоками изобразительного искусства. Конечно, в нашем уральском промышленном городе достижения культуры порой могут выглядеть скромнее в сравнении с рекордами других направлений трудовой дея­тельности, но есть у нас свои герои и среди художников.

На выставке «По сусекам» представлены произведения авторов, вошедших в историю не только пермского искусства, но и культуры всей нашей страны, отмечает искусствовед Ольга Клименская. Художественные искания Виктора Кузина, Петра Оборина, Александра Репина, Ивана Борисова, Анатолия Филимонова и Михаила Павлюкевича представляют интереснейшие авторские главы искусства нашего города последних десятилетий XX – начала XXI века.

– В залах экспозиции произведения корифеев заметно отличаются мощным лаконизмом высказывания. Сдержанное благородство акварели Кузина, выразительность цветовых ритмов работ Борисова, интенсивность поисков обобщенных форм Репина, живописная нагруженность фактуры в композициях Оборина, а также пленэрность пейзажей Филимонова и пронзительная нежность небольшой работы Павлюкевича – все это составило узнаваемый сегодня образ уже классики пермского искусства, – обращает внимание Ольга Клименская.

Выходит, не такие уж и скромные в плане своего художественного размаха наши мастера, да и сам этот эпитет, похоже, мало подходит, когда речь идет о творчестве. Так ли это? О работах Михаила Павлюкевича корреспонденту «Звезды» рассказал ведущий научный сотрудник Пермской государственной художественной галереи, искусствовед Владимир Береснев.

Грани таланта

– «Скромный художник» – это оксюморон какой-то. Скромность – черта характера, но никак не грань таланта. Художник может быть скромным человеком, скромным по жизни, но не в искусстве. Поэтому априори не могу согласиться с характеристикой Михаила Павлюкевича как «скромного художника», – отметил Береснев.

По словам искусствоведа, наоборот, Павлюкевич был очень заметен в пермском и не только пермском искусстве. К сожалению, художник недавно ушел от нас в мир иной, но для ценителей искусства он всегда жив в своих произведениях. Так, можно вспомнить его импрессионистическую серию с видом из окна мас­терской на улице Кисловодской или совместный с Ольгой Субботиной концептуальный проект «Спасительная пустота», показанный в одном из московских музеев. Береснев пояснил, в чем состоит творческая мощь художника, чем он заметен.

– Во-первых, своей уникальной акварельной техникой. Одного взгляда достаточно, чтобы понять ее сложность. При этом его акварельные работы выглядят легко, гармонично не только в музейной экспозиции, но и в интерьере. Во-вторых, нелинейностью замысла своих работ, в которых, какими бы простыми они не казались на первый взгляд, всегда остается простор для воображения зрителя и интерпретации искусствоведа. В-третьих, Михаил Павлюкевич и Ольга Субботина стали безусловными лидерами пермского современного искусства среди профессиональных художников, родившихся еще в СССР, – поделился эксперт.

Любимый жанр

И все-таки почему выставка называется «По сусекам», когда речь идет о столь значительных художниках? О концепции проекта рассказала искусствовед Ольга Клименская.

– Слово «сусеки» так же, как и само это понятие, сегодня почти забыто. Если вспоминать известную детскую сказку, то получается, что хозяйка «по сусекам поскребла и испекла колобок». Вот такой же колобок испекла хозяйка галереи «Марис-Арт» Татьяна Петровна Пермякова! А «колобок» получился и сложноприготовленным и прекрасным, с ностальгическим отчасти настроением. Согласно дальнейшим событиям детской сказки, колобок покатился по лесам и по долам, – отметила искусствовед.

По ее словам, почти так и в экспозиции выставки зрителя встречают лес, перелески, города и поселки, реки, речушки, горы и храмы.

– Словом, этот «колобок» сложился из множества пейзажных мотивов. Для нашей уральской жизни пейзаж – это любимый жанр. Наша природа не может не восхищать, и она постоянно вдохновляет самых разных мастеров. Это вдохновение имеет свойство распространяться на другие края и регионы, внимание к пейзажу объединяет самые разно­образные темы и направления. Многие десятилетия природа для русских художников – синоним красоты и гармонии мира, – подытожила Ольга Клименская.

Выставка «По сусекам» будет работать в галерее «Марис-Арт» до 28 марта. Помимо пермских авторов, в ней представлены художники из других городов и стран, с которыми галерея сотрудничает уже много лет.

 

Сергей Крюков

Фото: Владимир Бикмаев