Замурованная скульптура, икона князя из «Сердца пармы» и сонм других артефактов - на юбилейной выставке в Пермской галерее

2022 , 14:43


Артефакты различных эпох и разных стран мира: Пермская художественная галерея демонстрирует богатство и разнообразие коллекций. Новый проект «Сто» (12+) главного музея Прикамья, приуроченный к столетию институции, – собрание диковинных редкостей.

Выставка делится на три масштабных составляющих.

Первая – самая большая занимает 6 залов первого этажа и посвящена показу тех коллекций, которые крайне редко покидают фонды или, в силу разных причин, не были показаны ранее. Концепция строится на коллекции как главном смысле и главном итоге работы музея на всех этапах его истории. Поэтому отдельные зоны выставки объединены темой комплектования коллекций.

Экспозиционный показ предметов предваряет «исторический зал», отданный архивным фотодокументам – это фрагменты ранних экспозиций галереи 1920-1940-х годов, издания галереи разных лет. Здесь же и первое издание 1928 года, посвященное феномену пермской деревянной скульптуры.

Скульптура и живопись разных школ советского времени – ленинградской, московской, уральской, различных национальных, отражающие искания в области форм, образов, стилей, ранее не были представлены в постоянной экспозиции галереи ввиду нехватки экспозиционных площадей.

Мраморная скульптура «Пробуждение» работы Екатерины Белашовой была создана в 1967 году. В Пермь ее привезли в 1969-м. Около 20 лет изваяние просыпающейся девушки находилось в музейном зале. Потом, чтобы сохранить скульптуру и уберечь ее от воздействия внешней среды, экспонат скрыли от глаз посетителей. Но не убрали в запасники, так как спустить в подвал по узким ступенькам экспонат весом под тонну практически невозможно. Просто поставили скульптуру в нишу и заделали снаружи так, что и не догадаешься, что за стеной что-то может быть. Около 30 лет «Пробуждение» находилось в этой потайной комнате! К юбилейной выставке ее подготовили реставраторы, почистив мрамор.

В следующих залах выставки зрители видят предметы античности, древнеримскую керамику IV в. до н.э.; относящиеся к разным эпохам и странам предметы из коллекции западноевропейского искусства. Среди них – Пределла работы неизвестного испанского мастера XV века, горельеф нидерландского мастера того же времени с изображением святой Анны и другие.

Самые древние артефакты в коллекции галереи – каменные, металлические и глиняные изделия, которые когда-то были атрибутами различных ритуалов в древнем Египте. Самые старые из них - бронзовые статуэтки Осириса и Исиды, а также ушебти (фигурки, помещаемые в могилы древних египтян), датируемые VII веком до н.э.

Чуть «помоложе» античные глиняные сосуды, чьи названия вызывают в памяти строфы Гомера: гидрия, кратер, лекиф, амфора… К примеру, арибалл – круглый сосуд, заполненный ароматическим маслом, им пользовались атлеты для ухода за телом. Есть сосуды для воды и вина. Кстати, хмельной напиток греки предпочитали разбавлять. Это считалось признаком цивилизованности и культуры. Неразбавленное вино пили только дикари – скифы. Бытовало выражение: «напиться по-скифски».

Рядом с древнегреческой керамикой – гобелен «Похищение Прекрасной Елены», созданный во Фландрии где-то в XVI -XVII веках.

– Вы сами видите, что это – совершеннейший шедевр! Удивительная техника ткачества по отдельным фрагментам, которые потом сшивались тонкой шелковой нитью. Мы с вами не видим никаких границ. Каждый зритель, который придет на нашу выставку, с восторгом будет смотреть на этот гобелен, особенно женщины - они не могут пройти мимо такого рукотворного произведения искусства, – не скрывает восхищения Ирина Андренко, ведущий научный сотрудник галереи.

Ранее гобелен не показывали публике, потому что в нынешнем зале искусства Фландрии для него просто нет места. Да и условия для тканого экспоната там не совсем подходящие. Но вот когда галерея переедет в новое здание, он займет свое место среди предметов искусства соответствующей эпохи.

– В первую очередь, мы работаем над тем, чтобы в будущей экспозиции показывать коллекции комплексно, – говорит заместитель директора галереи по научной работе Ольга Старцева. – Конечно, жемчужина западноевропейской коллекции – это живопись, но там есть и интереснейшие гравюры, фарфор, другие предметы декоративно-прикладного искусства. В новом здании это все будет показано в комплексе, включая гобелен.

Один из разделов выставки посвящен очень редким памятникам древнерусского искусства – иконам Верхнекамья. Коллекция икон Пермской художественной галереи, помимо ее высокого художественного значения, имеет еще одно очень ценное качество – вся она собрана на территории Пермского края. Изучая ее, можно представить историю древнерусского искусства в обширном регионе, который в средние века назывался Пермь Великая. На выставке размещены наиболее ранние иконы коллекции XV-XVII веков из районов первоначального заселения края русскими. Многие из них привезены экспедицией 1923 года, обследовавшей северные районы края. Поездки сотрудников в 1960-80-х гг. пополнили собрание ценными экспонатами, среди которых деревянная скульптура, иконы, предметы декоративно-прикладного и народного искусства.

– Не факт, что все иконы написаны именно здесь, но, тем не менее, они были сюда привезены, здесь бытовали. И у зрителей есть возможность соприкоснуться с духовной культурой наших соотечественников 400-летней давности и увидеть, насколько сложным и насколько изысканным был иконографический ряд, который видел человек Средневековья, – напоминает Ольга Старцева. – В столичных школах иконописи в это время уже заметно западноевропейское влияние, когда в иконы приходят светские мотивы, они пишутся, как портреты, появляется светотень. А на наших землях в это время еще сохраняются византийские традиции.


Икону «Благовещение» привезли в Пермь тоже в 1923 году. Экспедиция Николая Серебренникова вывезла ее из Благовещенской церкви села Покча. Почти сто лет она хранилась в фондах галереи. Сейчас эта икона представлена на юбилейной выставке.

– Икона «Благовещение» имеет очень интересную историю, – продолжает Ольга Старцева. – В акте ее поступления в коллекцию галереи сохранилась запись: «Привезена в Покчу в 1472 г.», то есть в год, когда Покча стала столицей Перми Великой. Но, к сожалению, история иконы, ее связь с наместником Михаилом, который якобы привез икону из Москвы, документально не подтверждена и остается на уровне легенды.

Наместник Михаил – это тот самый князь Михан, прототип героя фильма «Сердце Пармы». Есть легенда, что икона принадлежала именно ему, а после гибели князя под Покчей была передана в церковь. Но даже, если икону в Прикамье привез вовсе не он, то само по себе «Благовещение», созданное неизвестными иконописцами более полутысячи лет назад, – редкий по своей значимости экспонат.

В экспозиции, кроме «Благовещения», есть еще ряд уникальных экспонатов. К примеру, икона «Огненное восхождение пророка Илии» отличается деталью, не имеющей аналогов: при вознесении пророка на небо, с его плеч падает вниз милоть (накидка) в форме креста. И эта милоть является практически центром композиции, привлекая к себе основное внимание.

Вторая выставка размещается в алтарной части здания, где всегда располагалась экспозиция икон. Здесь размещены отреставрированные иконы и предметы церковного облачения, которые не показывались ранее, а впоследствии войдут в новую экспозицию в новом здании галереи. Одновременно с экспонатами представлены реставрационные документы, которые наглядно показывают преображение предмета – как из совершенно черной доски проявляется изображение.

Среди экспонатов восемь икон из иконостаса церкви Похвалы Пресвятой Богородицы в Орле-городке, основанной в 1564 году. Иконостас из 16 икон был создан мастерами Московской Оружейной палаты в 1670-х годах по заказу Григория Дмитриевича Строганова. В 1941 году, когда церковь была закрыта, иконы отправили в Пермь. Затем половину вернули в Березники, а 8 так и остались в фондах галереи, где долгие десятилетия их не видел никто, кроме хранителей.

Строгановы ценили старинные иконы, заказывали и повторения древних образов, и новые иконы, выполненные в старинной манере. Поэтому строгановские иконы отличает сохранение канонов.

На иконах XVII века все необычно: святые всадники на конях направлены в разные стороны, венчающие створки закрывали киот, где находилась икона. Когда их распахивали, взору открывалась не только икона, но и оборотная сторона створок с замечательной растительной росписью. И вот они тоже показываются впервые.

Иконы отреставрированы во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика И.Э. Грабаря в 2018 году.

Третья часть выставки развернулась в трех надалтарных залах второго этажа – это очень интересная, яркая и немножко таинственная коллекция, где представлено декоративно-прикладное искусство Китая и Индии, восточная роскошь во всем ее блеске. Китайский фарфор, индийские платки, сари, текстильные куклы, женские украшения, предметы мебели, шелковые панно с вышивкой золотной нитью, созданные боле ста лет назад. На одном из них – изображение богини, которая владеет снадобьем бессмертия. И или вот индийская богиня процветания, вырезанная из слоновой кости.

Один из экспонатов представляет собой ажурный шар, внутри которого находятся еще 11 шаров – как в матрешке. Вот только искусный китайский мастер вырезал их из цельного куска слоновой кости, не прибегая к склеиванию. Такие экспонаты в Европе носили название «дьявольских шаров», поскольку европейцы не могли понять, как возможно создать такой шедевр. На создание подобных шаров в шаре у мастеров уходили долгие годы.

Специалисты рассказывают: коллекция национальных нарядов и украшений, изделий из металла, кости и дерева поступила в Пермскую галерею в середине 50-х годов. Артефакты привезли из Государственного музея Востока Москвы. Тогда Советский Союз начал активно сотрудничать с Китаем и Индией, которая стала независимой республикой.

– Искусство Китая очень разнообразно, развивается в течение нескольких тысячелетий. Это, конечно, и кость, и дерево, и камень, и ткани – шелк был открыт именно в Китае в 3-м тысячелетии до н.э. Или вот фарфор, который в Европе появился лишь в начале XVIII века. До этого на протяжении столетий, практически тысячелетия, фарфор был известен только Китаю. И каждая страна, включая Россию, начиная с Петра I, старалась открыть секрет фарфоровой массы, потому что для России и Европы начала XVIII века фарфор был явлением сродни полету в космос, – рассказывает Александра Пестова, главный научный сотрудник, хранитель коллекции фарфора, керамики и стекла ХVII-ХХI вв.

Коллекция восточного искусства насчитывает порядка тысячи предметов. Правда, экспозиция включает несколько меньше, самые выдающиеся экземпляры. Галерея впервые показывает искусство двух крупнейших мировых цивилизаций в таком широком масштабе.

Демонстрация работы музея на всех этапах его истории – идея юбилейной выставки, которая продлится до 19 февраля 2023 года. Это последний показ экспонатов из фондов перед тем, как галерея покинет здание Кафедрального собора и переедет в новое здание на заводе Шпагина, макет которого тоже представлен в экспозиции. Так что внимательно вглядеться здесь можно не только в прошлое но и настоящее, а еще и в будущее.

Кстати, на праздничные события, связанные со 100-летием Пермской государственной художественной галереи, приезжали из Москвы потомки Николая Серебренникова – второго директора галереи и основателя коллекции «пермских богов» – внучка искусствоведа Марина Валерьевна Ткаченко и правнук Никита Алексеевич Ткаченко. Они познакомились с архивным фондом Серебренникова, для них провели персональную экскурсию по галерее. Ранее потомки Николая Николаевича Серебренникова побывали на выставке «Кладовая Прикамья» (6+), которая представляет произведения из коллекции Пермской галереи в Москве, в Реставрационном центре им. Игоря Грабаря.

Маргарита Неугодова

 



Новости Mediametrics: