На Новой сцене Большого театра 2 марта 2023-го будет представлен «Евгений Онегин» Пермского академического театра оперы и балета.
Это случится в рамках конкурсных показов национальной театральной премии «Золотая маска» 2023-го. Спектакль, поставленный режиссёром и сценографом Владиславсом Наставшевсом и музыкальным руководителем и дирижёром Михаилом Татарниковым, получил восемь номинаций на главную театральную премию страны.
Пермский «Онегин» номинирован как «Опера/спектакль», «Опера/работа дирижёра» (Михаил Татарников), «Опера/работа режиссёра» (Владиславс Наставшевс), «Работа художника в музыкальном театре (Владиславс Наставшевс), «Опера/женская роль» (Дарья Пичугина за партию Татьяны), «Опера/мужская роль» (Константин Сучков за партию Онегина; Алексей Чернов за партию Ленского) и «Работа художника по свету в музыкальном театре» (Константин Бинкин).
Наставшевс, выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства (мастерская Льва Додина) стал известен в профессиональном сообществе после того, как его первая оперная постановка «Искатели Жемчуга» (12+) Жоржа Бизе, показанная в декабре 2020 года на Камерной сцене Большого театра, была выдвинута на «Золотую Маску» – тоже в восьми номинациях. До этого Наставшевс поставил несколько драматических спектаклей в Риге, Лондоне и на сцене московского Гоголь-центра. Но «Евгений Онегин» (лирические сцены) – дебют режиссёра на академической оперной сцене.
Всё, что происходит в этом спектакле, постановщики предлагают считать сном; картины часто сюрреалистичны – ободранное до внутренностей фортепиано, лежащий на нём Ленский, сквозь которого прорастает трава, дамы с сухими букетами-вениками, кочующими из акта в акт в качестве символа преждевременно увядшей жизни...
Не успевшая расцвести и уже тронутая тлением жизнь – одна из главных метафор постановки, которая не может не рифмоваться с современным миром: всё, что только утвердилось (новость, мода, тренд, информация, даже модель айфона), немедленно устаревает и выбрасывается.
Нереализованные возможности, не прожитые чувства, не использованное время – всё это в подтексте спектакля «о русской тоске». Время здесь течёт нелинейно и метафорически (что частенько бывает в России) поворачивает вспять...
Подробнее: С ударом крышки Ленский пал: русская тоска Онегина раскрыта в пермской опере-галлюцинации.
Кроме Пермского оперного в нынешней конкурсной афише «Золотой Маски» хватает и других прикамских номинантов – мюзикл «Три товарища» Театра-Театра, спектакль Теодора Курентзиса «DE TEMPORUM FINE COMOEDIA» (Дягилевский фестиваль - 2022, Пермь и Дом Радио, Санкт-Петербург), который мы увидим буквально на днях на фестивале «Дягилев плюс», проект «НеМХАТФест» («Улетают птицы», «К реке») Театральной компании «НеМХАТ» и спектакль «КУБ» молодёжной студии-театра «Доминанта» из Губахи («Драма/спектакль малой формы).
Наталья Земскова
Фото Андрея Чунтомова предоставлено пресс-службой Пермского театра оперы и балета.