Не успели увидеть – читайте: «Мертвые души» в Permm мультимедийно

28 мая, 22:54


В рамках «Ночи музеев - 2022» в музее современного искусства Permm представили мультимедийную инсталляцию по «Мертвым душам» (12+) Гоголя, которые вдохновили медиахудожницу Женю Ржезникову.

В этом году отмечается 180 лет со дня первого издания прославленной поэмы в прозе. Но если бы кто-то из зрителей вошел в эту аудиторию музея в одиночестве, а не в привычном многолюдье «Ночи музеев», он бы без подсказки не разобрался.

В зале его встречали продолговатый белый экран, пюпитр, микрофон перед ним и динамик. По экрану от одного края до другого протянулась пульсирующая горизонтальная черная линия, а на пюпитре – томик «Мертвых душ» и выдержка из них – сцена отъезда Чичикова в его вояж по отдаленным имениям из второй главы. «Включить» действие призван собственно зритель (читатель), для этого надо начать читать текст в микрофон.

Мультимедийно как Мультимедивно

Пульсирующая линия побежит справа налево, и вырастут из нее холмы, леса, проскачут всадники, будут прищуриваться мужчины, облаченные в телогрейку и лапти… Откуда-то со стороны зазвучат народные песни, плеск воды и щебет птиц… Вот первая остановка – движение тормозится, – и на экране появляется группа крестьянок в старинных народных костюмах. Миг – и у них в руках оказываются портреты мужчин. Вторая, где-то в Сибири, – от путеводной линии вырастет толпа мужчин в мышиного цвета шинелях.

Еще немножко перемещения – и глянет чуть ли не с половины экрана скуластое, с раскосыми глазами, лицо мужчины, уроженца восточных окраин империи… Путь героя проходит через Нижегородскую губернию, Тобольский острог, современную Иркутскую область, бурятские степи, айнские поселения на Сахалине. Каждая географическая точка соотносится с эпизодом поэмы – так, среди каторжан мы находим Ноздрёва, а Коробочку встречаем в нижегородской деревне, откуда всех мужчин забрали в рекруты.

Как поведала москвичка Женя Ржезникова, изначально ее композиция была предназначена для воплощения на сцене силами нескольких артистов и хора, поскольку это был замысел для дипломной работы в ГИТИСе. Однако затем художница сосредоточилась на идее отражения созданного Гоголем в его поэме «сложного, парадоксального, густонаселенного ландшафта».

Замысел заставил засесть в архивы, разыскивать старинные фотографии – так мультимедийная композиция наполнилась анимированными образами, воскрешающими картины и жителей шести реальных селений, некогда существовавших на пространстве от Новгородчины до Сахалина. Кстати, и для музея Permm, предоставившего площадку, «Мертвые души» продолжают серию проектов по исследованию русского пейзажа в широком культурологическом смысле.

Пермские музыканты придали инсталляции немного местного колорита. Прозвучали песни, записанные в фольклорных экспедициях по области в восьмидесятые-девяностые годы, в исполнении солистов уже почти легендарного ансамбля «Песельная артель» и современной группы «Триголос».

Женя Ржезникова, медиахудожник:
– Мне показалось интересным расширить время и пространство этой «Русской одиссеи», как часто называют поэму. Показать не Малороссию, которой вдохновлялся Гоголь, но двинуться дальше на восток, до самых границ империи XIX века. Я углубилась в фотоархивы, размышляя, какими именно могли быть «мертвые души». Мне было важно оттолкнуться от Гоголя и найти его тексту визуальный эквивалент, сохраняя его насыщенность, парадоксальность и даже своеобразный романтический дуализм.

Маргарита Неугодова



Новости Mediametrics: