Дизайн-решения объектов благоустройства в Прикамье кодифицируют

20 апреля, 12:31


Всероссийское голосование за объекты благоустройства стартовало 15 апреля 2022-го. Это своего рода конкурс, главным призом в котором является приведение конкретного места в городе или поселке – улицы, двора или даже пустыря – в красивый и подходящий для отдыха вид.

И всё за счет казны. Голосование проводится второй год подряд. В первом – год назад – приняли участие без малого десять миллионов человек по всей стране. Нынче же местные власти и неравнодушные граждане предложили почти три десятка проектов для городов и сёл Западного Урала: Перми, Чайковского, Кудымкара, Кунгура, Березников, Соликамского, Осинского, Добрянского, Лысьвенского, Чернушинского и Краснокамского городских округов.

В ходе заседания правительства края, на котором обсуждались итоги 2021 года по федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды» (одно из направлений нацпроекта «Жилье и городская среда»), председательствовавший губернатор Дмитрий Махонин призвал жителей Прикамья «проявить активность и деятельно принять участие в преображении региона». В текущем году в Прикамье планируется благоустроить 227 объектов, из них 157 – это дворовые территории, а 70 – общественные пространства, сообщил министр жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Артём Балахнин:

– Совокупное финансирование на это превышает 1,1 млрд рублей, – заявил он. – А за минувшую пятилетку в благоустройство было вложено более 4,4 млрд.

Важно, что и общественные пространства, которые будут благоустроены в этом году, выбирались тоже с участием граждан – посредством федеральной онлайн-платформы обратной связи «Госуслуги. Решаем вместе» (18+). С ее помощью проводится рейтинговое голосование на территориях с численностью населения свыше 20 тысяч человек. В 2021 году в голосовании участвовали более 140 тысяч жителей. Нынешнее голосование за проекты по благоустройству продлится по 30 мая.

Высказаться в пользу своего населенного пункта в ходе всероссийского голосования можно на сайте 59.gorodsreda.ru (0+)

Не менее важно и участие во Всероссийском конкурсе лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. По сути, в рамках этого проекта идет создание «нового стиля», нащупаны и совершенствуются успешные практики благоустройства с участием общественности, причем не только в Перми, но и в малых городах и сельских территориях Западного Урала.

В ходе приближения и подготовки к 300-летию города на Каме для краевой столицы, помимо прочего, разработан дизайн-код – набор правил, требований и рекомендаций, с помощью которых можно формировать стилистически выдержанную, комфортабельную и безопасную городскую среду. Это своего рода брендбук, инструкция, в которой, например, описывается, как можно красиво и с удобством для горожан оформлять фасады, киоски, дорожные знаки, размещать вывески.

Артём Балахнин, министр ЖКХ и благоустройства Пермского края:
– Благодаря участию во Всероссийском конкурсе малых городов и исторических поселений в прошлом году были успешно осуществлены «Соляная верста» в Соликамске, «Солнечная мечта» в Губахе и первый этап проекта «О, берег» в Чайковском. Благодаря этому на благоустройство в Пермском крае удалось вне плана привлечь 240 млн рублей из средств Федерации. В этом году на очереди три проекта-победителя: «Усолье Строгановское», «Шаховская набережная» в Лысьве и второй этап чайковского «О, берег».

Подобные наборы рекомендаций принимаются сегодня во многих региональных центрах: в Челябинске, Воронеже, Нижнем Новгороде, Калининграде, Иванове, Саратове и других крупных городах. Но чаще всего они касаются какой-либо узкой части облика города, например, требований к остановочным павильонам или оформлению скверов.

– Пермь к созданию своего дизайн-кода подошла комплексно, – заявила директор Института территориального планирования Елена Ермолина. – При этом мы не говорим о навязывании архитектурного облика. Речь идет о четких и понятных правилах, которые постепенно, на первых порах даже незаметно для взора помогут улучшить качество локальных дизайн-проектов. Цель – создание единого архитектурного стиля с обязательным сохранением культурно-исторической уникальности, устранением «визуального шума».

Под очищением от «визуального мусора» разработчики понимают избавление от неуместной рекламы, не вписывающихся в облик улицы вывесок, самочинных граффити и прочих портящих настроение «художеств». Дизайн-код Перми, в частности, уже был успешно применен при разработке концепции преображения улицы Сибирской: здесь учтены зонирование тротуара, удобство расположения мест отдыха, особенности озеленения.

Елена Ермолина, директор Института территориального планирования (Пермь):
– Дизайн-код – это набор правил, которые позволяют улучшить архитектурный облик города. Это своего рода ключ к тому, чтобы упорядочить и разнообразить визуальную среду, сделать ее комфортной. Положения дизайн-кода – это инструкции или рекомендации, позволяющие отобразить бренд города в инженерных элементах или в компонентах благоустройства. Какими принципами мы руководствовались, создавая его? Это идентичность города, отображение его особенностей, психологическая и техногенная безопасность, экологические нормы – в частности, степень озеленения территории, применение экологически чистых материалов. Важный принцип – зонирование территории. Например, не расстановка тех же скамеек везде, где есть свободное место, а их местонахождение в зависимости от назначения участка улицы, ее исторических особенностей.

Дмитрий Махонин положительно оценил идею и опыт применения новации в городе-миллионнике и поручил региональным ведомствам транслировать их во всех других муниципалитетах.

– За пять лет претворения федерального проекта у нас благоустроено свыше 2300 общественных мест и дворов, – напомнил глава края. – Запланировав в этом году еще более двухсот объектов, увеличиваем их масштаб, комплексно подходим к благоустройству. Важно, что проблематикой благоустройства заняты сегодня во всех сорока пяти муниципальных образованиях без исключения. И помимо формирования комфортной городской среды наша с вами задача – максимально продвигать Пермский край в рамках конкурса малых городов и исторических поселений. Очевидно, что как только воплощается тот или иной интересный проект – как, например, соликамская «Соляная верста», – это сразу отражается прорывом во всех рейтингах.

Анатолий Москвин
Фото Айрата Исмагилова.



Новости Mediametrics: