Используя сайт zwezda.su, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике конфиденциальности

Согласен
80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
25.07.2025
16+
Архив

Когда Курентзис зажигал как рокер: в Перми завершился XIV Международный Дягилевский фестиваль

Когда Курентзис зажигал как рокер: в Перми завершился XIV Международный Дягилевский фестиваль
Заключительный концерт Международного Дягилевского фестиваля 2021 года состоялся на сцене городского ДК им. Солдатова.

Заключительный концерт Международного Дягилевского фестиваля 2021 года состоялся на сцене городского ДК им. Солдатова.

Одиннадцатидневный марафон искусства закончился исполнением Сороковой и Сорок первой симфоний Моцарта, между которыми прозвучала «Масонская траурная музыка».

– Ничего это тебе не напоминает? – спросил меня мой спутник.
– Нет.
– Почти эту же программу, за исключением «Масонской траурной», Теодор играл на первом концерте в Перми в 2011-м...

Вписан в пермскую историю

Десять лет – и Пермь опять в начале нового витка отношений с маэстро, который уже вписан в ее историю так же, как губернатор Карл Модерах и изобретатель радио Александр Попов.

– Фестиваль в том виде, в котором он сейчас существует – главное дело моей жизни, – обронил Курентзис накануне открытия. По окончании концерта закрытия повторил уже зрителям: «Если бы не губернатор Дмитрий Махонин, мой оркестр сейчас бы здесь не стоял... Мы начинаем работать над следующим проектом».

Как минимум это звучит обнадеживающе: можно выдохнуть и подвести некоторые итоги. Такое ощущение, что высшие силы явно помогают Дягилевскому. Тут и очевидная благосклонность местных властей, и некоторая «ковидная пауза». В то время, когда в столицах закрываются масштабные зрительские мероприятия из-за третьей волны пандемии (которая до нас пока еще не дошла), на фестивальных концертах в Перми – полные залы. Мы, что называется, успели.

В том, что художественный руководитель заинтересован в своем детище, сомнений нет. Главные свои концерты, концерты-мистерии, концерты-мессы, рассчитанные на меломанов, которые Курентзис дал на пределе сил и личного интереса, были даны на пике фестивальной программы.

И если на Моцарте он, можно сказать, «отдыхал», то концерты в литере «А» Завода Шпагина, в которых выстроена четкая сакральная вертикаль, были, кажется, тем, зачем Теодор приехал.

О концерте-церемонии памяти немецкоязычного поэта Пауля Целана (18+) (и о других ключевых событиях фестиваля) сайт Пермской краевой газеты «Звезда» уже сообщал. Будто бы продолжением «Церемонии...» стал концерт-энигма «Мистерия» (18+), состоявшийся в этом же месте спустя день.

Нестандартный набор инструментов от мандолины до пилы, сочинения барочных композиторов и авангардистов двадцатого века... Оба концерта идут в темноте, но если световая партитура «Церемонии...» (18+) – явные ноты ужаса, то в «Мистерии» (18+) – лишь необходимые «путеводные знаки». В «Мистерии» музыканты постоянно перемещаются, свет помогает сфокусировать внимание.

Открылась она музыкальным сочинением современного американского композитора Джорджа Крама на стихи Гарсии Лорки «Древние голоса детей» – его исполнила София Бургос. Практически без паузы запела флейта – Игнат Хлобыстин исполнил Canzona для флейты Сальваторе Шаррино. Публика было расслабились и успокоилась – насколько это вообще возможно на подобных мероприятиях, и вдруг...

Пипифакс как инструмент

Никогда не знаешь, чего ждать от концертов на Дягилевском. И вот невыносимо серьезные музыканты исполняют септет Love Story, написанный Франческо Филидеи для... туалетной бумаги.

Манипуляции с рулоном были проделаны где-то даже торжественно: исполнители дули в край бумаги, отрывали ее кусочки, звук исходил то дребезжащий, то шуршащий... Публика не знала, как реагировать...

Хотя, пожалуй, это оказался единственный шаржевый и откровенно смешной момент. После звучала чакона Генри Пёрселла для струнных и клавесина, солистка Musicaeterna Елена Дондукова виртуозно исполнила пьесу австрийца Бернарда Ланга Watchtower («Смотровая башня»), а финальную композицию под названием If I die… she said написал наш молодой современник Андреас Мустукис.

И эти отдельные номера концерта-энигмы (загадки) загадочным образом не только оказались срифмованы между собой, но образовали сложнейший кристалл, изумляющий красотой и изяществом.

Опять же никто не мог ни предвидеть, ни угадать, что следующим таким кристаллом программы Дягилевского станет не очередной концерт, а танцевальный перформанс компании Peeping Tom «Пропавшая дверь / Потерянная комната» (18+), который был показан дважды на сцене Пермского академического Театра-Театра.

У директора съехала крыша

Peeping Tom – театр современного танца из Бельгии, мировые знаменитости на карте contemporary dance. Союз двух творцов, аргентинского драматурга Габриелы Карризо и французского хореографа Франка Шартье, родился в 2000 году и сразу обратил на себя внимание оригинальным пластическим языком и гиперреалистичной эстетикой. Первые же работы: трилогия «Сад» (2001, 18+), «Гостиная» (2004, 18+) и «Подвал» (2007, 18+) – взбудоражили критику, настолько новым и неожиданным оказался этот язык.

«Пропавшая дверь...» – один из самых ярких образцов эстетики театра, разработанной на стыке европейской и восточной культур. Нет четкого сюжета и внятных героев. Есть место действия – комната, затем номер отеля. Что может быть обыденнее? Но именно здесь, на этом островке безопасности, вместе с человеком живут его кошмары, экзистенциальный ужас бытия, не оставляющий нас днем и ночью.

И чем реальнее, обыденнее жизнь в отеле (входит горничная, приносит белье, застилает кровать, деловито уходит), тем мучительнее кошмары, облеченные в зрительные и слуховые галлюцинации. Ими кишит постановка. И если идея действия довольно проста, то исполнение настолько виртуозно, что, кажется, здесь не работают физические законы! Танцовщики перемещаются по сцене с невероятной скоростью, зависают в воздухе, парят, поворачивают головы на триста шестьдесят градусов, вызывают движение ветра.

В спектакле были задействованы несколько статистов, которые не танцуют, а несут служебные функции: человек выпадает из шкафа, сидит на стуле, разбирает декорации, уборщица моет пол. Эти роли сыграли не бельгийцы, а сотрудники Театра-Театра и даже Юрий Чернов, технический директор Дягилевского фестиваля. Вот что он написал после спектакля в «Фейсбуке» (18+):

«Я попал в водоворот эмоций, движений, пластики и мощнейшей энергетики под названием Peeping Tom. Находиться на сцене с этими ребятами комфортно, гордо и опасно. Крышу сносит буквально с первых минут. Потом тебя втягивает внутрь, начинает бросать от двери к двери, сдувать с ног вентилятором, ломает ноги, перемалывает полностью...»

В маэстро вселился рок

...Что же касается концерта-закрытия, то, похоже, огромный ДК им. Солдатова, где часто проходят и рок-концерты, сыграл с Курентзисом интересную шутку. С первых минут маэстро повел себя не как дирижер симфонического оркестра, а как рок-звезда: отодвинул партитуру и запрыгал по сцене.

После первой части Сороковой симфонии дирижер полуобернулся и кивнул зрителям – неудивительно, что те зааплодировали и аплодировали во всех паузах между частями (хоть на симфонических концертах это и не положено). И вовсе не оттого, что неграмотны. С первых нот энергетика концерта была такова, что естественно было и в проход выскочить и танцевать, как это делают рок-фанаты.

Необычно? Да. Шок? Нет. У Теодора и не такое увидишь. Главный спектакль, впрочем, состоялся днем ранее, когда Курентзис репетировал Моцарта перед концертом. Вот где была магия! Маэстро видел и чувствовал каждого, отрабатывая каждую фразу, пропевая, простукивая фрагменты и повторяя:

– Spirit and soul must be together! («Душа и дух должны быть вместе!» – англ.)

Так в конце концов и произошло.

Наталья Земскова
info@zwezda.su
Фото Гюнай Мусаевой предоставлено пресс-службой фестиваля.

Другие материалы о Дягилевском фестивале 2021 года и прошлых лет, самом Дягилеве и связанных с ним событиях читайте по ссылке zwezda.su-дягилев.