80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
20.03.2025
16+
Культура

В пермском Органном зале прозвучит музыка русского авангарда

В пермском Органном зале прозвучит музыка русского авангарда
Фото: Пермская краевая филармония
  1. Культура
18 февраля в Органном зале Пермской краевой филармонии состоится концерт Московского ансамбля современной музыки, посвящённый эпохе русского музыкального авангарда начала ХХ века.

Как известно, на рубеже XIX-XX веков революция в сфере искусства охватила весь мир. Авангардисты создавали свои оригинальные концепции, ломая шаблоны. «Мы звуколюди!» — эта цитата из поэмы «Царапина по небу» Велимира Хлебникова стала девизом поколения, открывшего «новую вселенную звука».

Программа концерта, который откроется ноктюрном Николая Рославца, состоит из сочинений Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Игоря Стравинского, Ивана Вышнеградского, Леонида Половинкина, Альфреда Шнитке. И если Шнитке, Шостакович, Стравинский, Прокофьев давно считаются классиками, то Половинкин, Вышнеградский и Рославец известны в основном специалистам.

Николай Рославец (1881–1944) — выдающийся русский композитор, музыковед, скрипач, педагог; одна из самых трагических фигур в истории музыки. Композитор-новатор создал собственную теорию композиции, основанную на так называемых «синтетических» аккордах. Он вышел за рамки традиционной тональности, из правил классической гармонии, а это считалось незыблемым. После революции Рославца обвинили в буржуазном формализме и оторванности от нужд народа...

Леонид Половинкин (1894–1949) — один из лидеров раннего музыкального конструктивизма. Его произведения 1920-х годов – это оригинальность музыкального языка, новаторский подход, изобретательность в тембровом отношении. После разгона Ассоциации современной музыки, активным участником которой был Половинкин, композитор резко сменил стиль, обратившись к классико-романтической традиции.

Иван Вышнеградский (1893–1979) — один из пионеров русского авангарда, визионер и мистик, исследовавший «новых звуковых вселенных». Покинул Россию в 1920 году, уехав во Францию. На родине его музыка на десятилетия была забыта и лишь сравнительно недавно стала возвращаться в концертные залы.

Все произведения программы прозвучат в уникальных и эксклюзивных версиях Московского ансамбля современной музыки для флейты, кларнета, фортепиано, скрипки и виолончели.

Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), объединивший ведущих солистов-виртуозов, был создан в 1990 композитором Юрием Каспаровым при непосредственном участии лидера отечественного авангарда Эдисона Денисова.

Коллектив выступал на лучших концертных площадках, принимал участие в крупнейших международных фестивалях, таких как «Дягилевский фестиваль» (Пермь), «Другое Пространство» (Москва), Radio-France Presence (Франция), «Варшавская Осень» (Польша), Gaudeamus Music Week (Нидерланды), FrankfurtFest, Maerzmusic-Berlinerfestspiele (Германия), Klangspuren (Австрия), Transart (Италия), Beijing Modern Music Festival (Китай). Дискография МАСМ насчитывает более 50 компакт-дисков на ведущих мировых лейблах России, Франции, Великобритании, Нидерландов и Японии.

Одно из главных направлений деятельности Ансамбля — просветительские проекты, которые проходят в российских регионах в рамках ежегодной программы «Всероссийский абонемент «Современная Музыка» (концерты, мастер-классы и семинары). Беспрецедентным для России событием является ежегодная двухнедельная Международная академия молодых композиторов в городе Чайковском (Пермский край), основанная МАСМ в 2011 году.