В предыдущем номере мы рассказывали о том, как в новой экспозиции галереи будут представлены пермские художники 1960-70-х годов прошлого века. Сегодня же речь пойдет о художественной жизни Перми 1980-90-х годов.
– Время было очень сложное. Те социальные потрясения, которые происходили в это время в стране, сравнить можно лишь с теми, что происходили столетием ранее: слом системы, которая формировалась десятилетиями. Искусство, как наиболее чувствительная сфера человеческой деятельности, начинает быстро реагировать на все происходящее. Конечно, в этот период у художников появляются свои бонусы: они становятся более свободны от власти, легче выражают свои замыслы. Но в это время уходит и то, что поддерживало творческих работников, – рассказывает искусствовед, ведущий научный сотрудник галереи Ирина Андренко. – В 1992 году перестает существовать Художественный фонд СССР – важная институция, которая снабжала художников работой. В его ведомстве находились художественные мастерские и дачи, крупные выставочные комбинаты. Художник остается один на один со зрителем, в стране начинается процесс коммерциализации искусства. Это становится испытанием.
Пермь в 1990-е продолжает развиваться творчески. В это время в нашем городе творят художники реалистического направления, авангардисты, но появляются и новые тенденции: нонконформисты, концептуалисты. Ряд новых приемов и выразительных средств связаны с появлением компьютеров. Вообще, искусство в России в этом периоде отличается стилистической пестротой, среди которой заметно заявляет о себе театральная декорация как особый вид художественного творчества.
В 1980-90-е годы в Пермском театре оперы и балета работает талантливый художник Виктор Герасименко, в пермском ТЮЗе – Юрий Лапшин и Александр Казначеев. Пермская галерея сохранила многие эскизы спектаклей того времени: при взгляде на них через четверть века поражаешься яркости и талантливости этих работ. Театральная декорация стала художественной приметой Перми и обязательно войдет в новую экспозицию.
– В этот период работам художников свойственен синкретизм: они начинают соединять разные виды искусства и разные техники. Вячеслав Коротаев соединяет живопись и уральские камни, создавая свою рельефную серию «Мифы Урала». Анатолий Филимонов в это время создает свой роскошный цикл картин «Семь дней творения мира» – сплав металла, яркой эмали и легкого шелка. Библейская тема в этот период становится популярной. Художники и ранее обращались к ней, конечно, но обращение их с образами Библии было достаточно иносказательным и завуалированным, в отличии от дня сегодняшнего. Анатолий Филимонов в своих картинах к этой теме обращается часто, – говорит Ирина Андренко.

Большой интерес в среде художников этого времени вызывает переосмысление пермского и уральского топоса. Помимо замечательной серии «Мифы Урала», Николай Зарубин создает свои фантазийные работы, одну из которых называет «Эгрегор Перми». Работа выражает энергию мыслей, дел, тайн пермяков, иными слова, энергию места.
Анатолий Филимонов работами «Пермь 100 лет назад» задает направление аутентичности, которая созвучна и сегодняшнему дню. Свой город пермяки изображали на картинах и ранее. Но художник улицы и архитектурные памятники старого города XIX века поэтично наполнил жизнью людей в своих работах: здесь дворник метет улицу, женщины прогуливаются под кружевным зонтиком по берегу Камы, играют дети, гости выезжают из особняка Любимовой. Сегодня галерея бережно хранит эти работы мастера.
Выставочный зал и галерея теперь не единственные площадки, где выставляются пермские художники. Начинает работать в огромном пространстве на бульваре Гагарина выставка «Арт-Пермь» (12+). Там каждое из множества направлений тех дней найдет своего зрителя.
В начале 1990-х годов в Перми появляются два высших художественных учебных заведения, которые по сей день определяют творческую жизнь города: кафедра живописи в институте культуры, которую возглавил Евгений Широков, и Уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества имени Ильи Глазунова, туда приходит преподавать опытный и талантливый мастер Тимофей Коваленко. Жизнь искусства Перми этого времени – сплав старого и нового, иногда даже противостояние, дающее интересный результат.
– Пермская художественная галерея в эти годы продолжала свою выставочную и собирательскую деятельность. Создавалось многое, но любое произведение искусства должно пройти испытание временем. Что-то ушло, а что-то осталось. В нашей новой галерее мы, конечно, покажем этот период зрителю, ведь представить время без творчества художников очень сложно. В те годы людям нетворческой среды часто было не до искусства. Но сегодня посмотреть на то, что происходило, очень интересно. В экспозиции нового здания 1980-90-м годам XX века будет выделен отдельный зал. Многие художники того времени продолжают работать и сегодня: Валентин Жданов, Юрий Лапшин, Виктор Герасименко, – рассказывает Ирина Андренко. – Их творчество прошло проверку временем, а зал с их работами станет еще одной страницей сложного, полного переломов, драматического века минувшего.