Используя сайт zwezda.su, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie, которые указаны в Политике конфиденциальности

Согласен
80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
20.12.2025
16+
Культура

Что и как рисовали пермские художники в 60-х годах XX века

Что и как рисовали пермские художники в 60-х годах XX века
Фото: Пермская художественная галерея
  1. Культура
Газета «Звезда» продолжает публикацию материалов, посвященных Пермской художественной галерее, которая вот-вот откроет для пермяков свои двери в новом здании, выстроенном для нее на территории арт-пространства «Завод Шпагина». Мы рассказываем о фондах и коллекциях галереи, о том, как они собирались и пополнялись и, конечно, как они будут представлены в новом здании. В этом нам помогают ее сотрудники и хранители.

Сегодня речь пойдет о пермских художниках 60-70-х годов прошлого века. О художественной жизни Перми того времени и будущей экспозиции рассказала искусствовед, ведущий научный сотрудник Ирина Андренко.

– Очень хочется, чтобы люди, которые пришли в новую галерею, обратили внимание именно на наши корни, на наши пермские имена, которые значимы в масштабах страны. Сегодня, когда мы смотрим на изменение человеческих ценностей, мы понимаем насколько были искренними художники того времени, как удивительно смогли передать линию жизни, интеллекта, виды природы. Молодым художникам есть чему учиться у них, – говорит искусствовед.

Кроме этого, пермские художники XX века – это лишь часть, реплика диалога, который ведут экспозиции галереи со своим зрителем. Идея показать пермскую художественную традицию протянута через разные залы и коллекции: пермская деревянная скульптура, строгановская икона, ряд имен художников-графиков и живописцев.

– Пермское искусство 60-70-х годов, конечно, было связано с искусством общероссийским, но в нашем городе оно породило множество ярких явлений. В это время советское искусство заметно меняется по сравнению с предыдущим периодом. Темы остаются прежними, жанры тоже, но их интерпретация иная, уже совсем иные художественные задачи. С наступ­лением в стране хрущевской оттепели художники ставят цель – отразить правду времени, как они сами говорили. Показать не лакированную, а реальную жизнь человека. Обращаясь к традиционной для советского искусства теме труда, мастера теперь выбирают такие романтические и трудные мужские профессии, как геолог, монтажник, первопроходец. В Перми таким художником был Тимофей Коваленко. Он очень много времени проводил на Мотовилихинских заводах и создал череду замечательных картин, посвященных пермским рабочим. Например, его работа «Утро», которая войдет в постоянную экспозицию галереи. В нашем мире, где набирает обороты искусственный интеллект и создать, казалось бы, можно все что угодно, именно эти образы, нарисованные на холсте красками, и только они, передают необычайную одухотворенность. «Какое прекрасное лицо», – говорят современные зрители.

Пермские художники того времени – талантливые и образованные мастера и рисовальщики. Они закончили столичные художественные вузы, приехали в Пермь из разных городов. Наш город стал для них домом, и они прославили его на всю Россию и за ее пределами. Когда перечисляешь их имена – Тимофей Коваленко, Евгений Широков, Анатолий Тумбасов, Александр Репин, Владимир Мальцев – перед глазами встают потрясающие образы, выполненные в разных жанрах. Последние трое – это удивительные пейзажи. Тимофей Коваленко – рабочая тема. Евгений Широков – народный художник СССР, вошел в историю как портретист, хотя работал и в других жанрах. Портрет – главное приложение его творческих сил, на них он изображал часто творческих личностей: актеров, писателей, композиторов.

Фото: Пермская художественная галерея
Фото: Пермская художественная галерея

В центре всех этих работ была личность в определенной среде: у кого-то в рабочей, у кого-то в творческой.

Фото: Пермская художественная галерея
Фото: Пермская художественная галерея

Жизнь искусства России того времени была очень насыщенна. Художники со всей страны тесно коммуницировали друг с другом и обменивались опытом в рамках работы на творческих дачах и в поездках по стране. Расцвет творческих дач приходится как раз на это время. Собственные дома творчества были у всех крупных отделений Союза художников СССР. Они располагались в очень живописных местах: на Черноморском или Балтийском побережьях, на озере Иссык-Куль, на берегу Оки, среди лесов Тверской области или в Старой Ладоге. Уезжая оттуда, художники привозили опыт и заготовки для будущих работ в свои регионы. Именно в таких совместных поездках узнавали люди этой среды друг о друге.

– Так, например, наш художник Иван Борисов прогремел на всю страну благодаря своим акварелям. Его технику было невозможно перепутать, ее отличает густота и фактурность. Пермская акварель стала визитной карточкой региона и благодаря таким именам, как Алексей Мотовилов, Виктор Кузин, Константин Собакин, – рассказывает Ирина Андренко.

Именно в это время появляется Пермская книга – еще один бренд нашего города, оформленный пермскими художниками. Лучший подарок из города на Каме в то время.

Напомним также, что 1960-70-е годы прошлого века были временем расцвета монументального искусства. Наш город еще хранит страницы того времени в виде мозаичных панно на стенах домов.

– Художники очень дружили с пермскими институциями, с галереей в том числе. Именно поэтому у нас сохранилось огромное количество работ: часть из них покупалась, часть была передана в дар. Сегодня в наших фондах и живопись, и графика, и декоративно-прикладное искусство, и скульп­тура. Но даже несмотря на то, что новая галерея огромна, а под советское искусство в ней отдан целый этаж, нам бы хотелось еще больше места, – говорит Ирина Андренко с улыбкой. – Столь обширна наша коллекция.

Обширна и важна для пермяков. Что ж, остается надеяться, что все, что не войдет в постоянную экспозицию новой галереи, дойдет до пермяков и гостей города через временные выставки, работа которых тоже обещает быть интересной.