Преступники постоянно придумывают новые способы обмана, и газета «Звезда» старается регулярно рассказывать об этих уловках. Такая информация особенно важна для пожилых людей, которые чаще всего становятся жертвами негодяев.
Запись к врачу
Несмотря на постоянное совершенствование законодательства, наличия многочисленных контролирующих и правоохранительных структур, которые призваны бороться с мошенниками в информационной среде, чаще всего граждане остаются с ними один на один. Первая причина в том, что, как мы уже сказали, преступники постоянно оттачивают свое «мастерство» и выдумывают все новые схемы. Вторая – регулярные утечки баз данных из организаций и ведомств, из-за чего злоумышленники получают самую актуальную информацию о своих жертвах. Вот только два примера.
Мошенники звонят якобы из поликлиники, чтобы подтвердить запись к врачу. Причем запись эта действительно существует: дата, время и фамилия врача называются достоверно. Чтобы «подтвердить запись», нужно продиктовать «код подтверждения», который приходит жертве в сообщении. Естественно, делать этого нельзя: данный код является либо подтверждением входа на ваш аккаунт на «Госуслугах» (16+), где можно похитить все ваши данные, а то и хуже – подтверждением банковской операции списания средств.
Второй пример более редкий, но из той же серии. Преступники представляются сотрудниками энергоснабжающей организации, где вы оставляли заявку на вызов мастера-ремонтника. Как и в первом случае заявка абсолютно реальна, и чтобы ее исполнить, звонящий просит продиктовать все тот же «код подтверждения». В описываемом случае женщина, которой поступил такой звонок, проявила бдительность: стала задавать дополнительные вопросы, на которых звонящий поплыл. Так она распознала, что звонит мошенник. Но вполне вероятно, что эта схема получит распространение, и нужно быть готовым к тому, что могут позвонить «из водоканала» или «от газовиков».
Всегда помним в этих случаях золотое правило: никогда и никому не называем никаких кодов!
Взлом аккаунта
Одним из самых популярных видов мошенничества в 2024 году стал взлом аккаунтов на «Госуслугах». На него пришлось около 40 процентов случаев. Злоумышленники отправляют жертвам письмо или сообщение, в котором сообщают о подозрительной попытке входа на портал, и просят позвонить по указанному номеру. Клиент, уверенный, что говорит со службой безопасности портала, выполняет их инструкции. Тут нужно просто помнить, что никто и никогда не звонит с «Госуслуг». Само по себе это утверждение является тревожным сигналом.
Вообще, звонки от мошенников приобрели столь массовый характер, что многие наши сограждане давно взяли за правило в принципе не отвечать, если звонок поступает с незнакомого номера. Кто-то устанавливает приложения, которые предупреждают, если номер, с которого поступает звонок, подозрительный. Люди справедливо полагают: если кому-то действительно необходимо связаться, он сначала напишет СМС или в мессенджер, представится, объяснит суть вопроса – вот тогда можно и созвониться.
Что ж, рассуждения резонны и практика не отвечать на чужие номера эффективна. Беда в том, что сами мошенники тоже об этом прекрасно знают и изобретают способы обходиться вовсе без звонков.
В последнее время все большее распространение получила практика взлома аккаунта человека в его мессенджере. Абонент получает сообщение от родственника или друга с просьбой срочно выручить, буквально до завтра, переведя какую-то сумму денег на тот или иной номер карты. Как правило, сумма эта посильна и не вызывает подозрений – несколько тысяч рублей. Почему бы и не помочь хорошему человеку?
Если в этой схеме мошенник использует уже «засветившуюся» карту – вам, можно сказать, повезло: многие банки при попытке осуществить перевод на такой счет предупреждают, что операция может совершаться злоумышленником. Но они постоянно меняют и карты, поэтому не стоит надеяться на бдительность банка.
Более того, с помощью современных технологий можно подделать голос человека с помощью искусственного интеллекта, прислать от него голосовое сообщение с просьбой о деньгах. И даже сделать небольшое видео, в котором, может быть, не очень хорошо видно лицо, но прекрасно слышно голос, который будет поддельным. Ведь при взломе аккаунта мошенники получают доступ к вашим видеофайлам, фото, голосовым сообщениям и могут легко изготовить убедительную липу.
Не будет лишним напомнить еще об одной разновидности мошенничества с помощью мессенджеров. Она используется довольно давно, но по-прежнему многие на нее попадаются. Мошенники просят проголосовать за них, друзей или родственников по ссылке. Но если человек проходит по этой ссылке – его аккаунт взламывают.
Защита в таких случаях довольно проста. Необходимо сразу перезвонить человеку, от которого исходит какая-то просьба, и убедиться в том, что вы имеете дело именно с ним. В ходе беседы надо задать вопросы, ответы на которые знаете только вы и ваш собеседник.
Поддельные QR-коды
Еще один способ украсть аккаунт, персональные данные и использовать их в преступных целях – фейковые QR-коды. Они могут попасться человеку где угодно. Например, на подъезде многоквартирного дома с просьбой вступить в общедомовой чат, пройдя по ссылке с кода. На паркоматах, заправках или в ресторанах, где вместо безобидного и полезного QR-кода мошенники могут незаметно наклеить свой. В поддельных электронных письмах, полученных якобы от начальника или коллег с просьбой отсканировать QR-код, чтобы ввести обновленную контактную информацию.
Механизм работает так. В QR-код вставлены замаскированные URL-адреса. Сосканировав его, вы попадаете на поддельный сайт, вводите личную конфиденциальную информацию, которая попадает мошенникам. Либо после перехода по ссылке на ваше устройство начинается установка вредоносного программного обеспечения, которое заражает его, начинает передавать данные преступникам или сразу блокирует, вымогая за разблокировку деньги.
Не сканируйте никакие QR-коды, если вы на 100 процентов не доверяете тому, кто предлагает это сделать.
Мошенники не дремлют, и их способы обмана постоянно обновляются и совершенствуются. Но есть свод простых правил, которые нужно постоянно помнить и соблюдать. Это поможет защититься от преступных действий во многих случаях.
Никогда и никому, ни под каким предлогом не называйте личные данные, реквизиты карты и секретную информацию: CVC/CVV-код на обратной стороне карты, коды из смс-сообщений и пин-коды.
Не устанавливайте приложения из неизвестных источников.
Всегда перепроверяйте, кто именно вам звонит или пишет сообщение. В затруднительных ситуациях, если вы все же ответили на звонок, не паникуйте, не поддерживайте беседу, скажите «я вам перезвоню» и прекратите общение.
Установите программу, которая проверяет звонки и умеет блокировать спам-вызовы.