Обратная сторона закона
Для начала поясним, что операторы связи действительно обязаны проверять актуальность данных абонента, в том числе паспортных. Соответствующие изменения в закон «О связи» были внесены в 2021 году, а сама необходимость указывать паспортные данные при приобретении сим-карты прописана в законе с 2018 года. Таким образом, подключить абонента к услугам мобильной связи оператор может только при наличии подтвержденных сведений о человеке: фамилии, имени, отчества, даты рождения, данных документа, удостоверяющего личность.
Время от времени операторы должны проверять актуальность данных. Иногда это происходит автоматически. Например, если оператор убедился, что срок действия вашего паспорта еще не окончен, вы даже не узнаете о проверке. Если же какая-то информация изменилась (к примеру, сменилась фамилия у женщины, вышедшей замуж, или обновился паспорт), у абонента должны запросить актуальные фамилию-имя-отчество и данные паспорта.
Если оператор долгое время не получает нужных сведений, он имеет право отключить абонента от услуг связи, а его номер передать другому. Основная цель требований об идентификации абонентов, как поясняли инициаторы изменений закона, – борьба с мошенниками, которые пользовались «серыми» сим-картами, которые можно было приобрети прямо на улице. Но парадоксальным образом сегодня требованием закона о подтверждении данных абонентов вовсю пользуются именно мошенники.
«Отключаем вас завтра!»
Итак, вам звонит некто от имени мобильного оператора и утверждает, что срок действия договора истекает буквально завтра и ваш номер отдадут другому человеку. Чтобы продлить действие сим-карты, необходимо срочно подтвердить паспортные данные. К счастью, говорит собеседник, для этого не нужно никуда ходить, все можно решить с помощью портала «Госуслуги». Для этого достаточно продиктовать номер из смс-сообщения, и оператор сделает все сам.
Напрячься следует уже на этой фазе разговора. Во-первых, должна насторожить фраза «отключим завтра». Реальный оператор заинтересован в сохранении своих абонентов и поэтому постарается оповестить о необходимости подтверждения данных заблаговременно – за 15 дней. А ваш номер могут передать другому человеку только спустя полгода, после того как вы перестали им пользоваться. Во-вторых, нужно всегда помнить: цифровые коды из смс нельзя сообщать никому – ни свату, ни брату, ни соседу, ни тем более человеку, которого вы первый раз слышите. Поэтому лучше всего после этой просьбы сразу прекратить общение.
Но, к сожалению, не все об этом помнят. К тому же страх остаться без связи уже завтра многих вгоняет в состояние паники. На это и рассчитывают мошенники, а если человек сомневается, успокаивают его: ведь речь не идет о деньгах или доступе к банковскому счету, поэтому, мол, вы ничем не рискуете, а наоборот, экономите время.
И если вы будете так неосторожны, что сообщите код из смс, мошенники перейдут к следующему этапу преступного замысла.
«Восстановление аккаунта»
Мошенник в трубке, получив код, радостно сообщит вам что-то вроде: «Мы вас обманули и украли ваш аккаунт госуслуг!» Это может показаться странным – зачем злоумышленникам признаваться в том, что они сделали? Ведь человек после этого немедленно отправится на портал, чтобы сменить пароль и восстановить доступ. Да, мошенники именно этого от вас и ждут! И кража аккаунта – лишь второй ход в схеме обмана.
После того как вы попытаетесь войти в свой личный кабинет на «Госуслугах», естественно, увидите, что старый пароль не подходит. Чтобы восстановить доступ, требуется ответить на контрольный вопрос. Именно здесь кроется следующая ловушка.
На месте контрольного вопроса вы увидите надпись, которая сообщает вам, что ваша учетная запись заблокирована из-за подозрительных действий – возможно, мошеннических. Тут же будет указан телефон, по которому нужно срочно позвонить.
Распознать в этом хорошо замаскированный капкан сложно, ведь надпись вы видите на реальном портале «Госуслуг». Если присмотреться внимательно, то можно увидеть надпись «Контрольный вопрос», а ниже поле с подписью «Ответ» на невзрачном сером фоне. Но сообщение о блокировке учетной записи с номером телефона – и есть текст контрольного вопроса, который уже вписали сюда мошенники. Телефон, по которому вам предлагается позвонить, – это их номер, а вовсе не службы поддержки «Госуслуг», как вы наверняка подумаете.
В такой ситуации, когда приглашение позвонить размещено на официальном сайте, многие звонят по указанному телефону. И попадают на третий уровень мошеннической игры.
«Специальный счёт»
По телефону, который вам подложили на сайте «Госуслуг», ответит подельник первого мошенника – на этот раз в роли «специалиста» портала или сотрудника службы безопасности. Если вас довели до этого этапа схемы, вероятнее всего, вы будете внимательно слушать, что вам скажут, ведь телефон-то вы увидели на реальном сайте «Госуслуг», которому доверяете! Вам, скорее всего, посочувствуют. Напомнят, что код из смс никому говорить нельзя, ведь именно поэтому ваш аккаунт взломали. И успокоят: да, заметив подозрительную активность, ваш аккаунт заблокировали, и злоумышленники теперь не смогут от вашего имени совершать на портале никаких действий.
Но поскольку мошенники получили доступ к вашим данным, расскажет вам «специалист», они наверняка их украли. Теперь с помощью этих данных они могут получить доступ к вашему интернет-банку и украсть деньги оттуда. Или, как вариант, оформить от вашего имени кредит и тоже похитить эти деньги. На этом уровне схема становится известной и не раз описанной. Вам предложат «спасти ваши деньги», сняв их со своих счетов и положив на специальный «защищенный счет». Якобы сразу после этого будет восстановлен аккаунт на «Госуслугах», и вы счастливо избежите хищения денег.
Даже на этом этапе еще не поздно остановиться. Конечно же, это никакой не «защищенный счет», а счет мошенников. Именно к этому моменту вас так хитроумно и вели. И если вы отправите деньги по указке собеседника из телефонного разговора, вы их никогда уже не увидите.
Мошенники становятся все более изощренными, постоянно выдумывают новые схемы обмана. Но если вы твердо усвоите несколько важных правил и будете им следовать, то сможете избежать роли жертвы во многих мошеннических схемах.
1. Никогда и никому не сообщайте коды из смс.
2. Никаких «защищенных счетов» не существует. Как только вы услышали это словосочетание – кладите трубку,с вами точно говорят мошенники.
3. Операторы мобильной связи не разрывают договор «уже завтра». Подтвердить свои данные можно либо в офисе вашего оператора, либо через личный кабинет на официальном сайте.
4. И самое главное – никогда не паникуйте. Как бы ни был настойчив ваш собеседник, требуя принять решение прямо сейчас, возьмите паузу. Попросите перезвонить или хотя бы немного подождать. Любое решение и действие нужно совершать с холодной головой и ясным пониманием того, что делаешь.