СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
22.10.2024
16+
Общество

Недоступная гостиничная среда

Недоступная гостиничная среда
Въезд на территорию парковки контролируется отелем. Фото: Елена Майорова
  1. Общество
В разгаре июнь – началась активная фаза летнего туристического сезона. Однако есть значительная категория граждан, для которой турпоездки совершать непросто. Это инвалиды. Отрасль разворачивается к ним лицом, но некоторые ее представители очень медленно и неохотно, несмотря на комплекс законов о социальной защите инвалидов и создания для них доступной среды. Типичный пример – идущие второй год попытки обязать пермский отель «Прикамье» создать необходимую инфраструктуру для гостей-инвалидов.

Фарс и казуистика

Пермские СМИ, в том числе газета «Звезда», неоднократно рассказывали о позорном для всей индустрии гостеприимства Пермского края скандале с группой инвалидов-колясочников из Екатеринбурга, которые летом прошлого года приехали в Пермь и не смогли попасть в забронированные для проживания номера отеля «Прикамье».

Напомним, в рамках событий, приуроченных к 300-летию Перми, в столицу Прикамья приехала группа инвалидов-колясочников из Екатеринбурга для участия в мастер-классе по танцам на колясках. Гости предварительно забронировали номера в отеле «Прикамье», указав, что проживать будут именно лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Приехав в Пермь уже ночью, они не смогли не то что заселиться в отель, но даже попасть в него, так как он был абсолютно не приспособлен к нуждам инвалидов. Уставшие в дороге, не имея даже возможности сходить в туалет, несчастные гости были вынуждены метаться по городу в поисках подходящего места для размещения.

После этого организатор поездки, общественник из Екатеринбурга Алексей Черешков, направил жалобу в прокуратуру. Надзорное ведомство провело проверку отеля, через суд оштрафовала руководителя «Прикамья» Аркадия Левина на смехотворные две тысячи рублей и вынесло предписание об устранении нарушений.

В числе требований к приведению здания в соответствие законодательству о доступности для инвалидов была организация пандуса, доступность входа, система вызова персонала, организация парковки, и, конечно, номеров для проживания людей с ОВЗ. В установленный прокуратурой срок до августа 2023 года отель не уложился, сославшись на сложность выполнения всех предписаний и необходимость согласования некоторых видов работ с Инспекцией по охране объектов культурного наследия.

В конце декабря 2023 отель сообщил в прокуратуру, что нарушения устранены. Однако выяснилось, что это не так. В частности, до сих пор не отремонтировано крыльцо в соответствии с требованиями нормам доступности и не организована парковка для инвалидов. Весной этого года начался очередной суд, который продолжается по сей день. Эту тяжбу очень хочется назвать фарсом – иного слова подобрать трудно. Судите сами.

На протяжении нескольких месяцев и неоднократных судебных заседаний в Ленинском районном суде представители прокуратуры и отеля «Прикамье» с упоением обсуждают, почему же отель якобы не может исполнить эти требования. Представитель «Прикамья» рассказывает, будто парковка находится на муниципальной земле, и проводить какие-то действия на ней отель не может. По поводу крыльца – аргументы схожие: мол, граница участка отеля проходит практически по нему и, разбирая крыльцо, отель влезет на чужую территорию.

Несколько месяцев идут разбирательства по поводу принадлежности участка. Рассматриваются кадастровые карты. Выясняется, обращался ли отель «Прикамье» за разрешением на работы в департамент дорог и благоустройства администрации Перми. В подробностях изучается, каким образом сегодня инвалиды попадают в отель, и кроме саркастической усмешки описание этого способа ничего не вызывает: нужно вызвать специального человека, который провезет через запасной вход, пересадит в другую коляску, так как обычная не проходит в лифт и т. д.

Никого при этом не смущает, что вся эта казуистика и демагогия ведет только к одному: затягиванию выполнения необходимых для соблюдения закона работ. Потому что это требует денег, а вкладывать их мало кому хочется. Ведь убедиться в том, что отель спокойно использует прилегающий участок в своих целях очень легко. При въезде к отелю установлен шлагбаум. Чтобы его открыть, нужно позвонить. Угадали куда? Конечно, в отель, и охранник откроет проезд. Никакого согласования для этого почему-то «Прикамью» не требуется.

Никого не смущает, что представленный на сайте в виде красивых фотографий номер в отеле «Прикамье», оборудованный для инвалидов, забронировать нереально. Автор этих строк попытался это сделать, но не смог – ни на ближайшие дни, ни на июль-август, ни даже на октябрь. Возникает вопрос: а существует ли вообще этот номер в реальности или это просто картинка на сайте? Никого не смущает, что копание в бюрократических деталях только уводит разбирательство от главного вопроса: есть ли вообще управа на таких предпринимателей, которые всеми правдами и неправдами уклоняются от требований федерального законодательства?

Прокуратура в данном случае проявляет удивительную мягкость, хотя известно много случаев, когда надзорный орган просто требовал закрыть отели, работа которых не соответствует нормам закона. Буквально в конце мая ГУ МЧС по Пермскому краю обращалось в суд с требованием отозвать лицензию у работающего по соседству с «Прикамьем» отеля «Урал» из-за недостатков работы пожарной сигнализации. Но здесь почему-то все ведомства в упор не видят не только безобразного отношения к законодательству об инвалидах, но и многочисленных замечаний к состоянию всего здания «Прикамья», указанные в проведенной не так давно экспертизе департамента градостроительства и архитектуры администрации Перми. Данные этой экспертизы, к слову, стали основанием для обращения Алексей Черешкова в краевую антитеррористическую комиссию, которая следит в том числе за безопасностью общественных зданий.

Отдельный вопрос в ходе судебного разбирательства вызывает позиция тех, кто по самой сути своего существования призван защищать права инвалидов – учрежденная ВОИ АНО «РИЦ Доступная среда». Как выяснилось, эксперты этой организации вынесли заключение, что отель «Прикамье» действительно устранил почти все предыдущие нарушения, указанные прокуратурой. Эту экспертизу специалисты «Доступной среды» провели на основании договора с отелем, по которому, попросту говоря, получили за это деньги. Можно ли считать такую «экспертизу» независимой? Такой вопрос почему-то тоже не смутил ни прокуратуру, ни суд.

Статистика и факты

По данным Росстата, в России проживает более 11 млн человек с инвалидностью. В разные годы эта цифра меняется, достигая значения в 12-13 млн человек. Иными словами, почти каждый десятый житель страны, включая детей, имеет ту или иную группу инвалидности.

В Пермском крае по состоянию на конец 2023 года насчитывалось более 191 тысячи граждан с инвалидностью. То есть, как и в среднем по стране, практически каждый десятый житель Прикамья – человек с ограниченными возможностями здоровья.

В регионе зарегистрировано более 500 отелей, гостиниц и других средств размещения. Из них более половины находится в Перми. При этом поисковики выдают крайне ограниченное количество предложений вариантов размещения для инвалидов.

Согласно данным сайтов ex-terior.ru (16+) и ozon.ru (16+), номерами для людей с инвалидностью обладают гостиницы «Урал», «Арс-отель Сибирия», входящие в единую группу оте­ли «Нью стар» и «Сити стар», «Холидей Пермь», Hotel Four Elements Perm и Art Hotel. При этом даже не в каждом из них на официальном сайте легко найти предложение таких номеров. Например, в отеле Hotel Four Elements Perm есть номер для инвалидов, но об этом можно узнать, только связавшись со службой размещения. Для уточнения подробностей сотрудник отеля просит оставить номер телефона. На сайтах отелей «Урал» и Art Hotel найти среди предложений такие номера тоже не получается. Гораздо лучше обстоят дела в таких отелях как «Нью стар» и «Арс-отель Сибирия» – описание номеров с возможностью их забронировать представлены сразу.

По словам заместителя директора отелей «Нью стар» и «Сити стар» Ксении Губиной, потребность в местах размещения людей с ОВЗ – высокая.

– Оборудованных для проживания инвалидов номеров в Пермском крае не хватает. Развитие инклюзивного туризма идет стремительно, и отрасль должна этому запросу соответствовать, – рассуждает менеджер.

Право – не для галочки

Согласно действующему своду правил по проектированию и строительству (СП) 59.13330.2020 Минстроя России, регулирующему правила доступности зданий и со­оружений для маломобильных групп населения, в местах временного проживания людей (гостиницы, отели) с количеством номеров более 20, 5 процентов номеров должно быть адаптировано для людей с ограниченными возможностями. Номер должен иметь габариты проходов не менее 1,2 м для перемещения инвалида-колясочника, ширину входной двери не менее 0,9 м, тактильную мнемосхему номера.

Существует национальный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р 59812-2021) о доступности для инвалидов объектов городской инфраструктуры. В них подробно описаны требования к общественным зданиям и сооружениям по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов.

Есть Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ. В частности, статья 3.1 этого закона гласит: в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. «Под дискриминацией по признаку инвалидности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности… в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области».

Вот уже более года отель «Прикамье» не может сделать нормальный пандус на входе. Фото: Елена Майорова
Вот уже более года отель «Прикамье» не может сделать нормальный пандус на входе. Фото: Елена Майорова

В том же законе есть статья 15.1, которая перечисляет государственные и муниципальные органы, которые обязаны вести оценку соблюдения обязательных требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов инфраструктуры. Так вот, в этом перечне – 16 (!) наименований ведомств, ведущих такой надзор. Помимо них существуют такие институции, как Уполномоченные по правам человека, Всероссийская организация инвалидов и многие другие, призванные добиваться выполнение законов.

Наконец, свою позицию по этому вопросу не раз озвучивал президент России Владимир Путин. По его словам, отношение к людям с ограничениями по здоровью – показатель зрелости общества и государства, критерий человечности социальной политики. Глава государства подчеркивал: везде необходимо неукоснительно соблюдать безбарьерные требования. Обращаясь к руководству регионов, президент отметил, что делать это нужно не для галочки.

– Делать это нужно для того, чтобы как можно больше людей не оказывались в положении вынужденных затворников, – подчеркивал президент и добавлял, что «практика во многом зависит от того, что и как делается именно на местах, насколько внимательно, ответственно власти регионов подходят к вопросам организации безбарьерной среды, насколько полно ими реализуются соответствующие законодательные гарантии».

Но, увы, на практике мы видим как выполняются положения законодательства, прямые указания президента и как работают все эти многочисленные надзирающие за законностью в области социальной защиты инвалидов организации и ведомства. Скажем прямо – работают плохо. Ведь в том же деле «Прикамья» конца-края судебной тяжбе пока не видно. Стороны заявляют ходатайства, пишут запросы и жалобы, обмениваются аргументами. А сам отель по-прежнему остается вопиющим символом неласкового отношения индустрии гостеприимства Прикамья к инвалидам.