80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
17.03.2025
16+
Культура

Младе - 35! Исполнить неисполняемое

Младе - 35! Исполнить неисполняемое
Фото: Андрей Чунтомов
  1. Культура
Премьера концертной программы «Мировые хиты», посвященная 35-летию Пермского академического хора «Млада», заставила задуматься о секрете непреходящего успеха коллектива. Аншлаг, гости из – за рубежа, которые приезжают специально на выступление, поздравления от Главы города, Председателя городской думы и губернатора Пермского края, горы цветов, овации…

Юбилейной программой коллектив, казалось, должен бы вспомнить свою историю и исполнить лучшие хиты из прошлого, которых набралось бы на 5 полноценных концертов. Но хор не ищет простых решений. «Диалоги с классикой» – вызов, соревнование, новое прочтение, современный ремикс и кавер-версии. «Млада» продемонстрировала свое исполнительское мастерство, неиссякаемую фантазию и талант своих аранжировщиков, безупречное чутье и талант своего основателя и руководителя – Ольги Выгузовой

Формы музыкального «поединка» были разными. Превосходное попурри на темы русских опер: в немыслимый коллаж были сплетены «Евгений Онегин» и «Иван Сусанин», «Орлеанская дева» и «Царская невеста», «Князь Игорь» и «Пиковая дама». Настоящая викторина для меломанов! Гениальные цитаты, которые угадываешь по первой ноте и изумляешься их слиянию в признательный гимн – «Мы очень любим оперу». Но это не ирония, не постмодернизм, а чистой воды аристократическая элегантность. Диалог с классикой идет на равных.

Исполнительское мастерство хора «Млада» было продемонстрировано с обезоруживающей откровенностью. Большинство композиций исполнялось а капелла – в этом жанре хор предельно открыт, его максимально слышно. Впечатлила виртуозная техника «инструментального» пения со слоговой подтекстовкой мелодии – так называемый «скэт». Вокальные импровизации хора «Млада», состоящие из звукоподражательных слогов, дали новую жизнь мировым шлягерам. Так были исполнены «Танец с саблями» и «Полет шмеля», «Либертанго» и «Танец феи Драже». И лучшее - «Болеро» Равеля. С него концерт и начинался – не только завораживающим ритмом произведения, но и горизонтальным движением хористов и вертикальных потоков огня погружая в атмосферу немыслимого эмоционального напряжения.

Фото: Андрей Чунтомов
Фото: Андрей Чунтомов

С классикой «соревновались» и отдельные солисты.«Ария Дидоны» из оперы Г. Перселла была неподражаемо исполнена двумя голосами, мужским и женским - тенором и сопрано (Илья Калиш и Кристина Морозова). Они и между собой соревновались, демонстрируя высокое исполнительское мастерство, при этом хор не остался в стороне, имитировал партию барочного оркестра. Солистки хора Мария Поморцева и Влада Сухорослова состязались со звучанием музыкальных инструментов, подражая звуку трубы в джазовом хите Дюка Эллингтона «Караван», и голосом имитируя перекличку трембит в «Балканских узорах». Хор был на вершине своих возможностей.

Магия Хора

Знаете ли вы, что петь хором – а не только слушать хор – это немыслимое удовольствие? И не только эмоциональное, но и энергетическое. Встаньте в ряд хористов - и вы ощутите это на себе. Кинетическая коллективная энергия опрокидывается в зал, и зрители насыщаются звуковым наслаждением… А еще у слушателей, как во время спортивного матча, когда ты болеешь за свою команду, непроизвольно сокращаются мышцы, ноги отбивают такт, а мелодия пропевается про себя, а иногда и вслух…

Но все-таки «Млада» - необычный хор. Это было понятно еще 35 лет назад, когда его основатель и художественный руководитель Ольга Выгузова осознала, чего она хочет. Её новации сразу выделили пермский хор из ряда других. Об этом очень точно высказались звезды музыкального мира. Даниил Крамер дал профессиональную оценку: «Ансамбль европейского уровня с нормальной фразировкой, с правильным дыханием, с хорошей ритмикой, с выверенной динамикой и четкой агогикой – это школа, это мастерство. На фоне кучи дилентантизма и даже на фоне «Свингл сингерс» (самый популярный в мире ансамбль, аранжирующий акапельно знаменитые произведения мировой классики – прим.автора»).

Если определять характеристики хора «Млада», то на первое место нужно поставить смелость. Исполнять неисполняемое, браться за немыслимое и не бояться себя. Хор на протяжении своего существования работает в разных вокальных техниках - горловое пение и йодль, джаз и народное пение, эстрада и основное - академическое пение.

Не только смелость эксперимента – но и вызов той самой косности, с которой связаны обычные представления о хоровом пении. На это обратила внимание Татьяна Гринденко, руководитель ансамбля Московской филармонии «Opus Posth». Она встретилась с хором «Млада» во время совместной работы над этномифологическим проектом композитора Владимира Мартынова «Дети выдры». И отметила не только звонкие молодые голоса артистов и то, что Ольге Выгузовой удалось сохранить «этот звук как счастье, превратив его в сияние». Но отметила еще одну удивительную черту «Млады» – глаза хористов! Добавим, что выразительны не только глаза – этот живой хор предельно эмоционален, сопровождая пение мимикой и пластикой, и даже микродвижениями, и просто улыбками. Именно это – непосредственность и искренность - и дает ощущение свежести, молодости, уникальности и… целомудренности.

«Млада» - как она есть. Невозможная без своего вдохновителя и воспитателя вкуса – художественного руководителя Ольги Выгузовой.

Фото: Андрей Чунтомов
Фото: Андрей Чунтомов


Леди совершенство

Она во всем – а не только на сцене с поклонами и цветами. Выбор Ольги Владимировны присутствует в одеянии хора - в молодежных модных костюмах хористов. В пении без папок с нотами – а это значит, что 2 часа музыки исполнители помнят наизусть. В режиссуре номеров – когда концерт превращается в действо, а в последнее время и в особый свето-музыкальный спектакль. В том, что концертная программа не тиражируется до бесконечности, а каждый раз создается заново. В формировании репертуара и в динамике построения концерта. В самом образе хора «Млада», ставшего культурным брендом. В смелых и умных аранжировщиках – Сергее Выгузове и Ольге и Якове Саравайских. И это она нашла способ расковать своих подопечных, и помогает им сохранять обнаженную молодость чувств. Хотя поют в хоре и те, кто только 5 первых лет своей жизни провел без хора. «Младе» - 35!

A Capella forever & Open-air

Итак, дело сделано – хору нет равных. И теперь он будет патронировать фестиваль хорового искусства «Млада A Capella Пермь», который пройдет в столице Прикамья в конце мая.

К участию в первом пермском Международном фестивале приглашаются любительские хоры, выступающие в технике а капелла. Конкурс будет проходить в формате опен-эйр, а значит на улицах города Перми расцветет певческое поле - хоровое многоголосие, услышать и запечатлеть которое смогут все горожане. Каждый участник фестиваля готовит программу в двух обязательных номинациях и одной – по выбору, и будет представлен минимум в пяти концертах. Уже известны почетные гости фестиваля - хоры из Минска и Китая. Целью фестиваля является создание новых форм хорового движения, повышение исполнительского мастерства, стимулирование профессионального роста хоровых коллективов, обмен опытом дирижеров. Так возрождается подвижничество, которым Пермь особо отличилась в начале 20 века, когда на территории Пермской губернии по инициативе энтузиаста и оперного певца Александра Дмитриевича Городцова действовало 400 хоров - больше, чем во всей России! Просветительская миссия Городцова продолжится – инициативой и талантом академического хора «Млада» и его художественного руководителя Ольги Выгузовой. Исполняя неисполняемое.

Фото: Андрей Чунтомов
Фото: Андрей Чунтомов