80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
26.01.2025
16+
Технологии

Креатив на пике развития. 240 школьников Перми проходят обучение по направлению «креативные технологии»

Креатив на пике развития. 240 школьников Перми проходят обучение по направлению «креативные технологии»
В Школах креативных индустрий созданы профильные студии звукорежиссуры, современной электронной музыки, анимации и другие. Фото: пресс- служба минкульта Пермского края
  1. Технологии
Словосочетание «креативные индустрии» прочно входит в нашу повседневную жизнь. Творчество присутствует везде, без него невозможно развитие всех сфер деятельности. Пермский край идет в ногу со временем: в нашем регионе проводятся мероприятия, продвигающие это направление экономики. А в 2024 году в рамках национального проекта «Культура» при федеральной поддержке в регионе начали работать две первые школы креативных индустрий.

Есть чему научить

Школы креативных индустрий – это образовательные центры для школьников в возрасте от 11 до 17 лет. Для ребят разработаны программы дополнительного профессионального образования в сфере основных направлений креативных индустрий, таких, как культура и искусство, медиа и коммуникации, дизайн, цифровые технологии. То есть параллельно с общим образованием школьники получают навыки, которые пригодятся при поступлении в профессио­нальные образовательные учреждения.

Первая школа открылась на базе детской музыкальной школы №6 «Классика» в Перми. Занятия для 120 ребят проходят в Доме молодёжи, где созданы шесть профильных студий: звукорежиссуры, современной электронной музыки, фото- и видеопроизводства, анимации и 3D-графики, дизайна и интерактивных цифровых технологий VR/AR.

Для каждого направления закуплено современное оборудование, в том числе компьютеры, планшеты, мультстанки для студий анимации, шлемы, костюмы, перчатки для взаимодействия с виртуальной реальностью, музыкальная и диджейская техника, разные виды микрофонов и многое другое. Первые занятия проходили в формате мастер-классов, практикумов и экскурсий, сейчас же началось полноценное обучение, рассчитанное на два года.

– Судьба свела меня со школой креативных индустрий, и я очень рад, что мне так повезло. В ШКИ я не нашел к чему придраться. Оборудование шикарное, преподаватели очень классные, и знания получать интересно. Лучше школы в Перми не найти, – говорит ученик Давлат Шакирзянов.

Обучение ребят проводят квалифицированные педагоги – представители креативных индустрий. Фото: пресс-служба минкульта Пермского края
Обучение ребят проводят квалифицированные педагоги – представители креативных индустрий. Фото: пресс-служба минкульта Пермского края

В первый год по программе «Креативные технологии» ребята знакомятся со всеми шестью направлениями в рамках модульной программы обучения. Во второй год учащимся необходимо будет выбрать одну из студий для создания итогового проекта. Обучение проводят квалифицированные педагоги – представители креативных индустрий. Они прививают ребятам навыки по работе с оборудованием и технологиями, также помогут детям определиться с наиболее интересным и подходящим для них направлением.

– Очень хорошо развивает фантазию и импровизацию. Классно, что группы подобраны по возрастам. А преподаватели всегда рады помочь, веселые и профессионалы своего дела, – делится ученица Полина Тузикова.

Вторая школа креативных индустрий организована на базе Пермского музыкального колледжа. Она открыла свои двери для 120 учеников, которые тоже будут обучаться по направлениям федерального стандарта. Но есть в ней и свои особенности. Во-первых, само историческое здание, в котором царит особая атмосфера. Во-вторых, у колледжа есть мощный ресурс в виде взрослых артистов. Как объясняет Вера Леонова, руководитель структурного подразделения Школа креативных индустрий в Пермском музыкальном колледже, это дает возможность работать сразу с профессиональными музыкантами и записывать голоса профессиональных артистов.

Важный компонент – педагоги, которые могут показать работу креативных индустрий со стороны социальной сферы, со стороны бизнеса, помочь разобраться со звуком с физической точки зрения.

– Креативная экономика находится на пике развития. Она строится как раз на креативных индустриях. А квалифицированных специалистов в этой сфере не так много, особенно их не хватает в направлении интерактивных технологий, звукорежиссуре, современной электронной музыке. Поэтому образовательные учреждения такой направленности нужны. Классика никуда не уйдет, она останется, креативные индустрии все равно будут на ней базироваться, но работа с высокотехнологичным оборудованием, перевод классики в цифру очень важен, надо уметь пользоваться современными инструментами, – считает Вера Леонова.

Кроме того, за два года работы ребята узнают, как создать собственный бренд, как работать с социальными проектами, а также как с физической стороны можно изучить звук. А по окончании все выпускники получат свидетельство об освоении дополнительной общеразвивающей программы «Креативные технологии».

Закуплено современное оборудование для взаимодействия с виртуальной реальностью. Фото: пресс-служба минкульта Пермского края
Закуплено современное оборудование для взаимодействия с виртуальной реальностью. Фото: пресс-служба минкульта Пермского края

Классика – вечна

Как уже было отмечено выше, все креативные индустрии в той или иной степени базируются на классике. В этом году первый учебный сезон стартовал в Пермской краевой специальной музыкальной школе. Этот масштабный проект был реализован по поручению Президента РФ Владимира Путина и стал одним из приоритетных объектов инфраструктурной программы «Пермь-300».

Школа расположена в здании, которое представляет собой О-образное четырехэтажное строение со встроенным кубом концертно-репетиционного комплекса, включающее большой концертный зал вместимостью 400 мест, два малых репетиционных зала вместимостью 50 человек каждый. При этом внутри реализован принцип функцио­нального зонирования для каждого направления работы школы. Все помещения спроектированы с возможностью доступа для лиц с ограниченными возможностями, на территории оборудованы спортивная и игровая площадки, есть место для отдыха и прогулок – «Сквер музыкантов».

– Пермский край нуждался в нашей школе. Это ответ на потребность, которая давно существовала в профессиональном сообществе. Те, кто обучает детей музыке, мечтали о такой школе с середины прошлого века, и вот мечта реализовалась. А для одаренных детей это возможность не уезжать из Пермского края, оставаться учиться здесь, – объясняет Вера Никольская, директор Пермской краевой музыкальной школы.

На первый учебный год поступило более 700 заявлений, и 2 сентября к обучению в школе приступили 195 учеников. Причем среди них – ребята из территорий Пермского края и других регионов страны: Кировской, Томской, Челябинской, Свердловской, Ульяновской, Воронежской областей, Ханты-Мансийского автономного округа. Для них построен четырехэтажный интернат, проживать в котором могут 100 иногородних обучающихся 11-17 лет, в том числе четырех маломобильных обучающихся.

Талантливые ребята проходят обучение по двум образовательным программам: с 1 по 4 классы и с 5 по 11 классы. В программе – 20 направлений подготовки, сформированных по четырем отделениям: «фортепиано»; «оркестровые струнные инструменты» (скрипка, альт, виолончель, контрабас, арфа); «оркестровые духовые и ударные инструменты» (флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон, туба, саксофон); «инструменты народного оркестра» (баян, домра, балалайка, аккордеон, гитара).

В 2024 году стартовал первый учебный сезон в Пермской краевой специальной музыкальной школе. Фото: Елена Майорова
В 2024 году стартовал первый учебный сезон в Пермской краевой специальной музыкальной школе. Фото: Елена Майорова

Также в учебный план входит большое количество занятий в группах и концертных выступлений. А с ноября в школе проходят так называемые «Профессорские дни» – серия открытых уроков, где с детьми занимаются преподаватели из ведущих учреждений культуры Москвы и других регионов России.По словам Веры Никольской, к занятиям присоединяются педагоги из Перми и территорий Прикамья, повышая таким образом свою квалификацию.

Стоит отметить, что школа полностью укомплектована всем необходимым оборудованием и инструментами, квалифицированными педагогами. Ее художественным руководителем является скрипач, солист Московской филармонии, солист Санкт-Петербургского Дома музыки, преподаватель Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Павел Милюков. А основу коллектива составляют артисты симфонического оркестра Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, педагоги общего образования высшей категории, концертмейстеры высшей категории, победители международных и всероссийских конкурсов.

На открытии Пермской краевой специальной музыкальной школы глава региона Дмитрий Махонин поблагодарил Правительство и лично Президента России Владимира Путина за возможность возвести в регионе этот объект и оказываемую Пермскому краю поддержку, а также выразил благодарность всем, кто принимал участие в реализации проекта.

Школа уникальна тем, что соединяет среднее общее образование и специальное музыкальное, и при окончании выпускники будут иметь профессиональные навыки сольной, оркестровой и ансамб­левой игры. Как отмечает министр культуры Пермского края Алла Платонова, «школа решает важную задачу – дает талантливым детям возможность получать высококлассное образование, не покидая наш регион».

– Школа прекрасная, такое красивое и комфортное для занятий здание. В кабинетах есть все для нашего развития и профессионального становления. Я планирую при поддержке педагогов школы стать профессиональным музыкантом, играть с большими оркестрами и радовать зрителей, – поделился ученик седьмого класса Марк Бородин.

Добавим, что с открытием школы и началом нового учебного года от имени главы государства учеников, их родителей и педагогов поздравил помощник Президента Российской Федерации Андрей Фурсенко, который также отметил значимость проекта.