Вакуль и вöрись
Среди героев нашего деревенского фольклора – вакуль, вöрись и другие таинственные существа. Выставка, посвященная мифологии коми-пермяков, позиционируется как детская: в рамках экскурсии дети могут узнать об определенных сторонах языческой культуры наших предков. На выставке представлены образы, связанные с коми-пермяцкой мифологией, предметы этнографической, зоологической коллекций фондов Пермского краеведческого музея.
Как отмечают организаторы, выставочный зал разделен на несколько локаций – мест обитания мифологических персонажей: дом, баня, поле, водоем, лес.
– Гости выставки могут исследовать каждую из них: услышать звуки старого дома, мельничных жерновов, поля, узнать, как в старину коми-пермяки нагревали воду в банях, принять участие в интерактивной игре и собрать из предложенных материалов – моделей изб, разноцветных веревок и вязаных ковриков – мир коми-пермяка, – сообщили в Доме Мешкова.
Пишите письма
О героях коми-пермяцкой мифологии «Звезде» рассказала участница выставки Мария Сотникова, сотрудник архитектурно-этнографического музея «Хохловка».
– Человек родился, и с чем он в первую очередь сталкивается? Это дом. Кто у нас есть в доме? В доме есть суседко. Это домовой, который может или помогать в доме, если хорошо относится, или хозяева к нему хорошо относятся, или может вредить, например, душить, – отметила эксперт.
Об этом часто рассказывали собирателям коми-пермяцкого фольклора старожилы из пермской глубинки. Суседко начинает душить во сне.
– Человек спит и чувствует, что дышать не может, сейчас задохнется. И надо его в это время спросить: это к добру или к худу, – рассказала Мария Сотникова. По ее словам, суседко может вредить и какой-либо домашней скотине, которая ему не нравится.
– Он может заплести косы и перепутать косы и тем же хозяевам, и той же скотине – лошадям. И даже говорят, что, если эта скотина в масть этого суседки, он тогда будет помогать. Если он сам черненький, ему надо, чтобы скотина такая же была. Если рыжая, то может извести, – раскрыла древние верования коми-пермяков специалист.
Что в деревне рядом с домом? Баня, где обитает либо банщик, либо банщица, либо банный староста, а то и банная старушка. Так, банница могла даже помогать принимать роды, которые проходили в бане. А в поле была полуденница, на коми-пермяцком – лунширика.
– Она полями заведовала. Женщина как женщина, помогала в поле, только в некоторых местах она с рогами. А так с виду – простая женщина, могла быть красивая, могла быть некрасивая. Если она кому-то покажется в поле, то урожай будет хороший. По верованиям, в поле она ходит, колоски раздвигает, хлеб не топчет. Если же поле еще только цветет, а дети там ходят и еще свистят, то урожая не будет. Лунширика их не пускает, – поведала Мария Сотникова.
Другая важная локация жизни коми-пермяков – река, где рыбачат и ставят мельницы. Там обитает вакуль – по-русски водяной. Ва на коми-пермяцком – вода, а Куль – это бог, противоположный доброму богу Ену.
– Он может показаться в виде человека, может показаться в виде красивой девушки с распущенными волосами. И если кто-то утонул, говорят: вакуль унес, водяные утащили, – отметила музейный сотрудник.
Есть у коми-пермяков и свой леший – вырищ. На языке местных жителей «выр» и означает как раз – лес.
– Если скотина потерялась, человек потерялся, писали лешему письма. Где-то углем писали, где-то ножом вырезали – на бересте, на дереве. Могли угощение оставить на пенечке – хлеб, еще что-то.
И часто, говорят, помогало: возвращалась скотина домой, если написали письмо, – отметила Мария Сотникова.
С пылу с жару
Никита Сазонов, художник выставки «Кто там?!», рассказал, как создавались мифологические образы. По его словам, изначально не было задачи изобразить существ из коми-пермяцкой мифологии иллюстративно.
– Изображение иллюстративное более свойственно уже двадцатому веку, а мы говорим про верования, про некую мифологию, когда изображение либо словесное, либо звуковое. Поэтому в этой выставке мы старались передать скорее образ верования, нежели его изображение, – отметил Сазонов.
По мнению художника, эти фольклорные мифологические образы складываются из окружающей среды. И для коми-пермяков это связано прежде всего с лесом, с мощными стволами деревьев, переплетением ветвей. Пермский край в природе своей очень крепкий, мощный, монументальный, и, конечно, эти элементы не могли не воздействовать на образ любого верования: скала, река, болото. И соответственно звук – игра света и тени, – уточнил Сазонов.
Наиболее любопытным петербургскому художнику показался образ полуденницы. Надо отметить, что на выставке присутствует особое пространство, которое помогает представить, в частности, и это мифологическое существо.
– Полуденница показывает, что в жару может быть солнечный удар. И на одной из локаций выставки у нас как раз представлена жаровня, которая символизирует солнце в полуденное время, когда по верованиям крестьян и проявляет себя это существо, – отметил художник.
Выставка «Кто там?!» открыта в Доме Мешкова до конца 2024 года.