– Иван, расскажите об акселераторе стрит-арт проектов «Пермь – как холст». В чем он заключается? Какова его цель?
– Акселератор стрит-арт-проектов «Пермь как холст» – это очередной проект нашей команды. Мы уже выигрывали много грантов, направленных на развитие стрит-арт комьюнити, создание арт-объектов, связанных с благоустройством или просто для красоты. Акселератор предназначен для того, чтобы помочь молодым художникам и всем, кто интересуется стрит-артом, удовлетворить свой интерес к искусству и профессионально развиваться. Его участники – это студенты художественных направлений вузов и ссузов, дизайнеры, живописцы, архитекторы, граффити-райтеры, все, кого можно назвать креативщиками, кто развивает визуальное мышление, кто ходил в художественную школу. Возраст ребят – от 18 до 35 лет.
В ходе акселератора участники учились продумывать свой профессиональный путь, эскизы, связанные с контекстом места, его предыдущей историей и так далее. На основании эскиза мы учили, как правильно рассчитать смету.
Акселератор родился из проекта «Закамский тон». Его идеей было привлечь ребят, которые занимаются стрит-артом легально или полулегально, к тому, чтобы сделать качественные работы на стенах. Они стали украшением Кировского района. В проекте, в частности, участвовали шесть художников, которые имели опыт рисования на улицах, но у них не было своих крупных проектов. Они показали свой стиль в росписях центральных тепловых пунктов.
– Чем работа на фасадах отличается от работы на холсте и какие знания и навыки нужны, чтобы заниматься стрит-артом?
– Все начинается с эскиза. Здание не холст, оно имеет свои архитектурные особенности. Прикольно, если в эскизе это обыгрывается. Здание не картина, его никуда не переносят, оно вписано в контекст. Кроме того, готовить здание к покраске – это особенный процесс. Мы работаем с тепловыми пунктами, некоторые из них требуют серьезных усилий, чтобы подготовить их к покраске. Их нужно сначала отгрунтовать, зашпаклевать.
Кроме того, картину в общественном месте увидит большее количество людей, чем в галерее. Причем если в галерее экскурсовод может объяснить что-то, то здесь ты сталкиваешься с искусством один на один. У каждого – свой уровень подготовки, и художник решает сам, хочет ли он быть экстравагантным и вызывающим или понятным.
– Какие проекты будут реализованы по итогам акселератора? Как отбирали эскизы?
– Победили проекты «Куда пропала буква П», который расположился по бульвару Гагарина, 54а за Пермским нефтяным колледжем, «Своя история» (шоссе Космонавтов, 127 возле Пермского дома народного творчества «Губерния»), «Раньше было лучше?» (ул. Овчинникова, 8).
Эскизы для объектов были выбраны жюри на торжественной церемонии защиты проектов. В состав жюри пригласили людей, так или иначе связанных с искусством и проектной деятельностью. Они могут дать качественную оценку любому проекту: насколько это целесообразно и вписано в контекст города, насколько человек понимает свой проект и чего он хочет этим художественным высказыванием добиться и так далее.
– Приходят ли к вам ребята, которые раньше занимались стрит-артом нелегально, а позднее решили серьезно заняться этим искусством? Почему они так решили и как оцениваются их таланты?
– Художник из проекта «Закамский тон» раньше тегал и рисовал куски, а в рамках проекта сделал классную работу. Ему понравилось, и с тех пор он занимается уличным искусством, росписью фасадов и интерьеров. У него очень классно получается, есть свой интересный стиль и хорошо набита рука, чтобы рисовать банками.
Город должен создавать для уличных художников возможность развиваться. Мы в Перми не первые, кто сталкивается с проблемой вандализма и обсуждения граффити и стрит-арта в негативном ключе. В мире есть много практик, которые позволяют выходить на более социально приемлемые отношения художника и масс. Например, выделяют заборы или заводы, где полулегально разрешено тренироваться. Граффити-райтеры приходят туда, видят чужие работы, могут показать другим свой стиль. Для многих это было бы комфортно.
У нас были «Школа стрит-арта» и смена по стрит-арту в «Академии первых». Идеей было познакомить талантливых молодых художников до 18 лет с уличным искусством. Мы рассуждали про уличное искусство, смотрели работы художников. Итоговой работой стала роспись интерьера школы. Это достаточно интересный опыт, который позволяет нивелировать негативные моменты, которые мы видим в граффити. Если дать ребятам возможность выражать свои таланты социально приемлемым путем, то многие «за». Я считаю, надо это поощрять и помогать найти выход этим талантам.
– А как глобально можно это решить? Получается, проект заканчивается, и ребята снова остаются предоставлены сами себе?
– Проект не заканчивается. Несмотря на то, что грантодатели или партнеры разные, идея наша – создать качественное комьюнити стрит-арт художников, людей, которые интересуются уличным искусством, хотят рисовать муралы, заниматься росписью интерьеров как дизайнеры. В комьюнити мы реализуем много разных проектов. Мы приглашаем друг друга в качестве экспертов или художников.
Инициативные группы уличных художников и люди, которые интересуются их творчеством, приходят на мастер-классы, иногда в качестве волонтеров рисуют на стенах. Мы начинали с маленьких проектов без денег – брали свои 10 тысяч рублей, расписывали ЦТП и удивлялись, что можно так дешево уложиться. Потом мы получили грант для физлиц до 200 тысяч рублей и сделали неплохую образовательную программу с мастер-классами и экспертами.
Проекты идут нон-стоп круглый год. Мы прекрасно вписываемся в проекты других некоммерческих организаций, компаний: мастер-классы по кастомизации, аппликации, росписи баллончиком. На Всероссийском форуме молодежи и Дне молодежи открывали площадки. Ездили на фестивали в Березники и Нытву с мастер-классами.
– Какие мероприятия планируются в ближайшее время?
– С 8 по 21 августа мы организуем в лагере «Нечайка» (творческий детский лагерь в поселке Ласьва, в котором каждая смена посвящена определенному виду искусства – ред.) летнюю смену, посвященную стрит-арту, но путевки уже раскуплены. Мы также выиграли Всероссийский конкурс эскизов и поехали с художницей Марией Нестеркиной в Сыктывкар рисовать. Эскиз посвящен теме космоса, это творческая интерпретация известной истории про Алису Селезневу и далекие космические путешествия.
Мы планируем подаваться на гранты президента, губернатора для физлиц, культурных инициатив, и стремиться к тому, чтобы сформировать в Перми качественное комьюнити уличных художников и менять отношение к этому искусству самих граффити-райтеров, властей и других лиц, заинтересованных в том, чтобы развивать это в конструктивном ключе.
Я уверен, уличные художники могут быть интересны и полезны городу в плане благоустройства, туризма, трансляции культурных кодов, символов и интересных историй. Проектов по стрит-арту может быть много, они могут быть яркими, и мы постараемся, чтобы это было так.