СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
13.09.2024
16+
Культура

Как сделать из граффити искусство: в Перми завершился акселератор для молодых художников

Как сделать из граффити искусство: в Перми завершился акселератор для молодых художников
Уличный художник должен уметь обыгрывать архитектурные особенности зданий. Фото: В курсе.ру
  1. Культура
В Перми завершился акселератор стрит-арт проектов для молодых художников «Пермь – как холст». С 13 по 21 июля его участники прошли образовательный интенсив, а с 22 по 27 июля реализовали на фасадах центральных тепловых пунктов Перми свои стрит-арт объекты. Художник и организатор проектов в сфере стрит-арта Иван Махомет в интервью порталу «В курсе.ру» (18+) рассказал об акселераторе «Пермь – как холст», вандализме и судьбе уличного искусства в городе.

– Иван, расскажите об акселераторе стрит-арт проектов «Пермь – как холст». В чем он заключается? Какова его цель?

– Акселератор стрит-арт-проектов «Пермь как холст» – это очередной проект нашей команды. Мы уже выигрывали много грантов, направленных на развитие стрит-арт комьюнити, создание арт-объектов, связанных с благоустройством или просто для красоты. Акселератор предназначен для того, чтобы помочь молодым художникам и всем, кто интересуется стрит-артом, удовлетворить свой интерес к искусству и профессионально развиваться. Его участники – это студенты художественных направлений вузов и ссузов, дизайнеры, живописцы, архитекторы, граффити-райтеры, все, кого можно назвать креативщиками, кто развивает визуальное мышление, кто ходил в художественную школу. Возраст ребят – от 18 до 35 лет.

В ходе акселератора участники учились продумывать свой профессиональный путь, эскизы, связанные с контекстом места, его предыдущей историей и так далее. На основании эскиза мы учили, как правильно рассчитать смету.

Акселератор родился из проекта «Закамский тон». Его идеей было привлечь ребят, которые занимаются стрит-артом легально или полулегально, к тому, чтобы сделать качественные работы на стенах. Они стали украшением Кировского района. В проекте, в частности, участвовали шесть художников, которые имели опыт рисования на улицах, но у них не было своих крупных проектов. Они показали свой стиль в росписях центральных тепловых пунктов.

– Чем работа на фасадах отличается от работы на холсте и какие знания и навыки нужны, чтобы заниматься стрит-артом?

– Все начинается с эскиза. Здание не холст, оно имеет свои архитектурные особенности. Прикольно, если в эскизе это обыгрывается. Здание не картина, его никуда не переносят, оно вписано в контекст. Кроме того, готовить здание к покраске – это особенный процесс. Мы работаем с тепловыми пунктами, некоторые из них требуют серьезных усилий, чтобы подготовить их к покраске. Их нужно сначала отгрунтовать, зашпаклевать.

Кроме того, картину в общественном месте увидит большее количество людей, чем в галерее. Причем если в галерее экскурсовод может объяснить что-то, то здесь ты сталкиваешься с искусством один на один. У каждого – свой уровень подготовки, и художник решает сам, хочет ли он быть экстравагантным и вызывающим или понятным.

– Какие проекты будут реализованы по итогам акселератора? Как отбирали эскизы?

– Победили проекты «Куда пропала буква П», который расположился по бульвару Гагарина, 54а за Пермским неф­тяным колледжем, «Своя история» (шоссе Космонавтов, 127 возле Пермского дома народного творчества «Губерния»), «Раньше было лучше?» (ул. Овчинникова, 8).

Эскизы для объектов были выбраны жюри на торжественной церемонии защиты проектов. В состав жюри пригласили людей, так или иначе связанных с искусством и проектной деятельностью. Они могут дать качественную оценку любому проекту: насколько это целесообразно и вписано в контекст города, насколько человек понимает свой проект и чего он хочет этим художественным высказыванием добиться и так далее.

– Приходят ли к вам ребята, которые раньше занимались стрит-артом нелегально, а позднее решили серьезно заняться этим искусством? Почему они так решили и как оцениваются их таланты?

– Художник из проекта «Закамский тон» раньше тегал и рисовал куски, а в рамках проекта сделал классную работу. Ему понравилось, и с тех пор он занимается уличным искусством, росписью фасадов и интерьеров. У него очень классно получается, есть свой интересный стиль и хорошо набита рука, чтобы рисовать банками.

Город должен создавать для уличных художников возможность развиваться. Мы в Перми не первые, кто сталкивается с проблемой вандализма и обсуждения граффити и стрит-арта в негативном ключе. В мире есть много практик, которые позволяют выходить на более социально приемлемые отношения художника и масс. Например, выделяют заборы или заводы, где полулегально разрешено тренироваться. Граффити-райтеры приходят туда, видят чужие работы, могут показать другим свой стиль. Для многих это было бы комфортно.

У нас были «Школа стрит-арта» и смена по стрит-арту в «Академии первых». Идеей было познакомить талантливых молодых художников до 18 лет с уличным искусством. Мы рассуждали про уличное искусство, смотрели работы художников. Итоговой работой стала роспись интерьера школы. Это достаточно интересный опыт, который позволяет нивелировать негативные моменты, которые мы видим в граффити. Если дать ребятам возможность выражать свои таланты социально приемлемым путем, то многие «за». Я считаю, надо это поощрять и помогать найти выход этим талантам.

– А как глобально можно это решить? Получается, проект заканчивается, и ребята снова остаются предоставлены сами себе?

– Проект не заканчивается. Несмотря на то, что грантодатели или партнеры разные, идея наша – создать качественное комьюнити стрит-арт художников, людей, которые интересуются уличным искусством, хотят рисовать муралы, заниматься росписью интерьеров как дизайнеры. В комьюнити мы реализуем много разных проектов. Мы приглашаем друг друга в качестве экспертов или художников.

Инициативные группы уличных художников и люди, которые интересуются их творчеством, приходят на мастер-классы, иногда в качестве волонтеров рисуют на стенах. Мы начинали с маленьких проектов без денег – брали свои 10 тысяч рублей, расписывали ЦТП и удивлялись, что можно так дешево уложиться. Потом мы получили грант для физлиц до 200 тысяч рублей и сделали неплохую образовательную программу с мастер-классами и экспертами.

Проекты идут нон-стоп круглый год. Мы прекрасно вписываемся в проекты других некоммерческих организаций, компаний: мастер-классы по кастомизации, аппликации, росписи баллончиком. На Всероссийском форуме молодежи и Дне молодежи открывали площадки. Ездили на фестивали в Березники и Нытву с мастер-классами.

– Какие мероприятия планируются в ближайшее время?

– С 8 по 21 августа мы организуем в лагере «Нечайка» (творческий детский лагерь в поселке Ласьва, в котором каждая смена посвящена определенному виду искусства – ред.) летнюю смену, посвященную стрит-арту, но путевки уже раскуплены. Мы также выиграли Всероссийский конкурс эскизов и поехали с художницей Марией Нестеркиной в Сыктывкар рисовать. Эскиз посвящен теме космоса, это творческая интерпретация известной истории про Алису Селезневу и далекие космические путешествия.

Мы планируем подаваться на гранты президента, губернатора для физлиц, культурных инициатив, и стремиться к тому, чтобы сформировать в Перми качественное комьюнити уличных художников и менять отношение к этому искусству самих граффити-райтеров, властей и других лиц, заинтересованных в том, чтобы развивать это в конструктивном ключе.

Я уверен, уличные художники могут быть интересны и полезны городу в плане благоустройства, туризма, трансляции культурных кодов, символов и интересных историй. Проектов по стрит-арту может быть много, они могут быть яркими, и мы постараемся, чтобы это было так.