СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
29.09.2024
16+
Культура

Дягилевский фестиваль прошёл свой экватор

Дягилевский фестиваль прошёл свой экватор
Фото пресс-службы Дягилевского фестиваля
  1. Культура
​Пермский Дягилевский фестиваль – в зените. Многие его ключевые события уже состоялись, и эта интонация, заданная концертом-открытием, где прозвучали Баховские «Страсти по Матфею», сохраняется до сих пор.

«Просьба не аплодировать!..» - этой фразой встречали на открытии фестиваля каждого зрителя. Старинные жильные струны, виола да гамба, гобои, барочные флейты, низкий строй, хоры, идущие точно слоями… Сакральный баховский текст, этот образец западноевропейского барокко, меньше всего походил на парадный светский концерт, на который, собственно, собралась публика. Повествование Евангелиста, партии Иисуса, Пилата, Иуды, свидетелей и учеников отсылают к событиям 26-27 глав Евангелия от Матфея от Тайной вечери до положения Иисуса во гроб.

Трёхчасовая оратория (во времена Баха между двумя её частями звучала проповедь настоятеля) рассчитана на два оркестра разного состава, два смешанных хора, группу солистов, арии сопрано, альта, тенора и баса. «Страсти по Матфею» обычно исполняются в храме в Страстную Пятницу. Но в «страстной пятнице» Курентзиса ощущалось столько надежды и света, что в финале вы словно увидели Воскресение.

До него, конечно же, далеко. Приглушенный, точно шепчущий свет, скользящие движения солистов, возникающих рядом с маэстро перед оркестром, закулисный хорал, эхом звучащий трижды и гипнотизирующий зал тишиной.

«Страсти по Матфею», произведение, над которым маэстро Курентзис работал не один год, было исполнено весной дважды в Московском «Зарядье» и один раз в Санкт-Петербургском Большом зале филармонии. Таинство, ритуальное действо, Молитва, в которой нельзя не прочувствовать боли сегодняшнего дня…

Музыка «Страстей…» демонстрирует весь композиторский арсенал Баха в его многослойном разнообразии. Прозрачная гармония хоралов, мелодичное великолепие арий, разворачивающихся перед вами сложнейшим узором, каждому из которых отведено особое место, точность и слаженность исполнительских сил – всё выдает огромную работу по расшифровке ребусоввеличайшего произведения Иоганна Себастьяна Баха, которое еще удивит нас своими прочтениями.

Невероятно, но именно с этим концертом-таинством опосредованно перекликается мультижанровый спектакль «Три сестры» Новокуйбышевского театра «Грань» в постановке и сценографии Дениса Бокурадзе.

Семейная история (что мы, «Трёх сестёр», что ли, не видели – а идут они, между тем, пять часов!) разворачивается так, что вы будто бы заново открываете для себя и фабулу, и героев, и смыслы. Которые уверенной рукой режиссёра превращают семейную драму то ли в мистерию, то ли в роман, то ли философскую притчу.

Пространство авансцены и зала размыто. Действие идёт на планшете сцены, вокруг которой устроены зрители, так что полное впечатление, что вы подслушиваете и подглядываете. И если бы не документальная хроника ХХ века на заднике (задник есть) и не гул времени (электронная музыка), то всё происходящее вполне могло сойти за домашние зарисовки о «русской тоске» и нереализованности.

Интересный пластический приём: примерно половину сценического времени актёры ходят не по полу, как все нормальные люди, а прыгают, точно барсы, по сдвинутым столам, «фортепьянам» и стульям так, что каждое, даже самое простое движение, требует невероятной координации и сил. Мысль о том, что русскую (русскоговорящую) интеллигенцию хлебом не корми, дай усложнить свою жизнь, настолько прозрачна, что вызывает улыбку. Впрочем, эта улыбка стирается быстро, когда становится понятна главная мысль этого режиссёрского театра: есть мечты, есть Судьба, и есть Время, которое, в конечном счёте, решает за человека.

Ещё одно ключевое событие Дягилевского фестиваля – премьера оперы Моцарта «Волшебная флейта» (16+) в постановке музыкального руководителя и дирижёра Евгения Воробьёва и режиссёра Нины Воробьёвой – состоялась 25 и 26 июня на сцене ДК им. Солдатова в исполнении оркестра musicAeterna и солистов.

"Волшебная флейта" была написана для театральной труппы Эмануэля Шиканедера (автора либретто), специализировавшейся на сказочно-фантастических зингшпилях, в которых юмор сплетался с любовью, волшебством и спецэффектами.

«Волшебная флейта» – это сказочная история о спасении принцессы, за которой угадывается безусловный интерес и Моцарта, и Эмануэля Шиканедера к идеям масонства. Первая постановка спектакля прошла с колоссальным успехом: оперу ждали сто представлений только за первый год, два продолжения, одно из которых написал Гёте, и исторический статус одной из высочайших вершин жанра. Сегодня это название украсило Дягилевский фестиваль.