СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
Главные материалы
24.11.2024
16+
Культура

Cвяточный рассказ по-советски

Cвяточный рассказ по-советски
Санаторий «Сокольники», 1937 год. Фото: книга Бориса Камова «Гайдар» (16+). «Молодая гвардия», 1971 г.
  1. Культура
Гайдар был до мозга костей советским человеком. Более того, некоторые исследователи его творчества подчеркивают, что именно он создал образ той страны, которую мы знаем с детства: с добрыми людьми и смелыми героями, с испытаниями на прочность и со своей особой атмосферой.

Именно через рассказы для детей рождался миф о великой и могучей стране. Гайдар не только следовал за действительностью, но и формировал ее. И одним из произведений в апологии СССР стала повесть «Чук и Гек» (6+).

Загадки Чука и Гека

С 1 по 10 января 1939 года – то есть во время школьных новогодних каникул – в газете «Пионерская правда» (8+) пуб­ликовалась повесть (или рассказ) «Чук и Гек», далее она вышла отдельной книгой, а под названием «Телеграмма» была напечатана в журнале «Красная новь». Новогодние даты публикаций неслучайны – писатель создал советский вариант святочной истории, основателем которой считается Чарльз Диккенс. Сохранив все черты жанра и поддержав мировую традицию чудесных рождественских историй, он помещает их в современную ему действительность.

Сказочная атмосфера начинается с заглавия рассказа – с непривычных имен мальчишек, главных героев произведения. Понятно, что это уменьшительно-ласкательные краткие формы от обычных имен. Но каких? Исследователи выдвигают версию, что Гайдар описал семью своего соседа геолога Серёгина, в которой росли двое мальчишек Володя и Серёжа. Сергей – это Сергейка, Гейка или Гек. Володя – это Вовчук или Чук.

Традиция именовать короткими уменьшительными именами пришла из досоветской эпохи. Царя Николая II члены семьи звали Ники, а его супругу Александру Фёдоровну – Аликс. До сих пор многие из нас не понимают, почему Саша – это Шурик, Анна – это Нюра, а Мария – Маруся. В советской детской литературе часто использовались необычные формы взрослых имен, например, у Чуковского были Тотоша и Кокоша (Антон и Коля). Волькой звали героя повести Лазаря «Старик Хоттабыч» (6+), скорее всего ученик волшебника был Владимиром.

Само начало рассказа «Чук и Гек» – типичный сказочный зачин: «Жил человек в лесу у Синих гор», этакое «тридевятое царство», территория, дальше которой уже «немного осталось мест на свете». Интригой повествования служит необъяснимым образом утраченная телеграмма от отца, в которой он просил отложить отъезд семьи в те самые далекие края на две недели. Шалуны телеграмму потеряли не прочитав, так что им по логике волшебной сказки должны быть адресованы серьезные сказочные испытания.

Весь и всем я обязан Гоголю, Гофману, Диккенсу и Марку Твену.

Аркадий Гайдар

Им предстоит долгое путешествие, выход на безымянной станции, где их никто не встречает, поездка с перевозчиком – песенно-сказочным «ямщиком» через загадочный ночной лес. Атмосферу детской сказки усиливают другие события: встреча на вокзале с опасным козлом, ночевка в избушке, борьба Гека с померещившимся ему медведем и его страшный сон. Присутствует и сказочный сюжет потерявшегося в лесу ребенка.

Для детского воображения рассказ полон страшных событий, а умелое нагнетание автором таинственной атмосферы напоминает дух произведений Гоголя, которого Гайдар называл в числе своих любимых писателей. Детские страхи автор легко приземляет обыденными и ироничными объяснениями происходящего.

В защиту Нового Года

Кульминацией рассказа становится новогодний праздник, который мальчишки отмечают в кругу своей семьи и в компании взрослых друзей, хотя и далеко от дома. «Они ободрали все цветные картинки из старых журналов. Из лоскутьев и ваты понашили зверьков, кукол. Вытянули у отца из ящика всю папиросную бумагу и навертели пышных цветов». Елка, свечи, серебряная бумага – на самом деле все это для советских детей 1939 года было, как это ни странно, в новинку.

В 1929 году в СССР были отменены рождественские выходные и введен запрет на продажу елок. «Религиозность ребят начинается именно с елки. Господствующие эксплуататорские классы пользуются «милой» елочкой и «добрым» Дедом Морозом еще и для того, чтобы сделать из трудящихся послушных и терпеливых слуг капитала», – это цитата из «Материалов к антирелигиозной пропаганде».

Аркадий Гайдар – романтик и сказочник, избегавший поучений, но умевший учить, – один из тех писателей, без кого трудно представить наше детство.

Владимир Амлинский, педагог

Новый год – со всеми старыми и новыми атрибутами – впервые встретили всем обществом только в 1936 году. Дед Мороз был в красном «революционном» тулупе, ему придали внучку Снегурочку. Но Гайдар опять обогнал время и предвосхитил советскую традицию: в конце 1938-го мало кому приходило в голову слушать радио­трансляцию боя курантов под Новый год. Чук и Гек, услышав, как в радиоприемнике «что-то стукнуло, зашипело, и откуда-то издалека донесся мелодичный звон», гадали, что это такое.

В советское время вплоть до 1938 года куранты исполняли «Интернационал». Позже часы только отбивали время. Вот этот шум и звон слушали у подножья далеких Синих гор геологи и московские мальчишки. «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной», – так заканчивается этот святочный рассказ.

Эти же строки выгравированы на могиле, где перезахоронены останки писателя в городе Канев на Украине. Критики высоко оценили произведение: «Пожалуй, еще ни разу не подымался Гайдар до такого высокого мастерства, как в этом рассказе. Это мастерство уже на той ступени, когда оно не ощущается», – писал критик Александр Ивич.

Кино Гайдара

Кадр из к/ф «Чук и Гек» (1953 г.). Режиссер: Иван Лукинский.  Московская киностудия им. М. Горького
Кадр из к/ф «Чук и Гек» (1953 г.). Режиссер: Иван Лукинский. Московская киностудия им. М. Горького


Экранизация «Чука и Гека» 1953 года (6+) в постановке Ивана Лукинского получила премию V Венецианского фестиваля за лучший фильм для детей. Сценарий к фильму написал Виктор Шкловский.

Кадр из к/ф «Чук и Гек. Большое приключение» (2022 г.) Режиссер: Александр Котт. Кинокомпания МЕТРОНОМФИЛЬМ
Кадр из к/ф «Чук и Гек. Большое приключение» (2022 г.) Режиссер: Александр Котт. Кинокомпания МЕТРОНОМФИЛЬМ


В 2022 году Александр Котт снял фильм по мотивам рассказа Гайдара, добавив в заголовок «Большое приключение» (6+). Его снимали в заповедных местах Пермского края в окрестностях города Губахи в экстремальных погодных условиях. В фильме московские мальчишки представлены супер-героями, хотя по случайности (?) перепутаны их имена: младшего зовут Чук, а старшего – Гек. Кроме стаи волков и живого медведя в фильме Александра Котта появляется хозяйка Медной горы из сказа Павла Бажова, а геологическая станция носит название «Счастье-1». Но гайдаровскую атмосферу удалось передать.