80 лет Победы
Молодежная столица РФ
СВО
Выборы в Пермском крае
Социальная поддержка
Инфраструктура
Благоустройство
27.03.2025
16+
Культура

Чем притягивает и отталкивает новый роман Алексея Иванова

Чем притягивает и отталкивает новый роман Алексея Иванова
«Вегетация» – это пост-пост-постапокалипсис, действие которого разворачивается в Магнитогорске и окрестностях. Фото: издательская группа «Альпина», 2024
  1. Культура
Снискавший славу и признание своими «Золото бунта», «Сердце Пармы», «Географ глобус пропил», «Тобол» (все 18+) и другими произведениями пермский писатель Алексей Иванов в конце 2024 года буквально выстрелил неоднозначным романом «Вегетация» (18+). Как говорится в описании к нему, это пост-пост-постапокалипсис. Чем же примечательна эта книга и почему после ее прочтения осадочек остается?

Город лесорубов

Действие романа происходит в альтернативной реальности примерно текущего периода времени либо чуть немного в будущем. Главный герой приходит в себя в состоянии полной амнезии. Ни как его зовут, ни откуда он родом, ни где он находится, он не знает. Однако уже через несколько страниц романа, вступая в коммуникации с людьми, он получает имя, затем его бьют, после чего он внезапно обретает брата-близнеца.

События разворачиваются в Магнитогорске, но уже с самого начала книги понятно, что это другой, особенный Магнитогорск. Как и в нашей реальности – это крупный промышленный центр, но что-то в нем не так. Ну, навскидку: город накрыт энергетическим противорадиационным щитом. Да и в речи персонажей появляется все больше и больше слов, не имеющих корректного значения или вовсе выдуманных.

Так что же это за мир? Его геополитическая ситуация такова: на планете случился ядерный конфликт, в котором Россия потерпела поражение и превратилась в страну-сателлит Китая, который, используя ресурсы проигравшего, ведет затяжное противостояние с коллективным Западом. Главная ценность – это инновационный вид топлива, так называемый бризол (в нашей реальности это рулонный гидроизолятор на основе битума), который добывают из мутировавшего после атомной войны леса. Его россияне также тишком делают и для себя, чтобы использовать как оружие реванша.

Кстати, о лесе. Иванов по-своему интерпретирует концепцию чувствующей флоры, которая к тому же оберегается и направляется особыми деревьями-вожаками, из которых как раз и делается бризол. Фишка в том, что такой лес растет крайне быстро. Несколько лет, и можно рубить.

Для Китая поиск и вырубку вожаков ведут роботизированные комплексы, сырье поступает на магнитогорский комбинат, где трудятся почти все жители города. Контрабандные рубки ведут человеческие бригады. Но встречаются вожаки редко, и их добыча крайне опасна – наведенная радиация часто повреждает автоматы, они сходят с ума и нападают на людей.

Синопсис к роуд-муви

События романа развиваются стремительно, сюжет идет двумя-тремя параллельными повествованиями. Понятно, что в какой-то момент времени они должны перехлестнуться, чтобы породить цепочку новых событий. Читаешь и прямо видишь картинку, раскадровку, положение тел, взаимодействие в диа­логах.

Первая треть, даже половина книги насыщена технологизмами, они как раз подчеркивают альтернативность мира. Главный враг в лесу – не дикий зверь, а отставшие от ума роботы – «чумоходы», как называют их герои.

Нельзя сказать, что сюжетная линия предсказуема. Поляна для фантазий настолько широка, что и самому можно предположить множество развязок. Но ветвление арок не пропадает до самого конца произведения, даже и там нет твердой точки. Скорее кучка вопросительных знаков, намекающих на вторую часть.

Герои романа находятся в постоянном движении – роуд-муви в чистом виде, да еще написанный так, что его можно прямо сейчас, после команды «Камера, мотор!», снимать в полный метр.

Налёт цивилизации

Среди персонажей «Вегетации» почти нет людей со знаком плюс. По мере развития событий из героев лезет пакостное, гадкое. Это подчеркивается еще и изрядным количеством мата, который автор вкладывает в их уста. Немало физиологизмов, элементов порнографии. Короче, души прекрасные порывы в романе редки и тонут в обыденной мерзости.

Но отторжения такие речевые пассажи не вызывают. Да, поначалу думаешь, а я точно Иванова читаю? Окружение и атмосфера, заданные им в повествовании, кричат: «Мягкотелым альтруистам тут не место». Если в Магнитогорске все живут еще по нормальным человеческим законам, то в радиоактивном лесу идет жесткая борьба за выживание. Война идет как с машинами, так и с другими бригадами лесорубов.

Где-то за кадром есть и совсем другие города, не такие как Магнитка. Там живут «белые люди», магнаты, получаю­щие прибыль от торговли с Китаем. Там высокие технологии, медицина, высокая культура. Лесорубы для элиты – просто грязь.

Срыв покровов

Пока суд да дело главный герой мало-помалу вспоминает себя и то, чем он занимался до амнезии. И сам он, и все персонажи понимают, что никакой он не лесоруб, а голубая кровь – ученый. Но загадкой остается, как он оказался в Магнитогорске.

С братом-близнецом все оказалось банально: их разлучили во младенчестве. К тому же герой внезапно получает суперспособность чувствовать те самые деревья-вожаки, выясняет, что таких как он «специалистов» очень мало. Их называют «бродяги».

С третьей четверти романа Иванов к постапокалипсису накидывает еще и чертовщины с мистикой. Да и мир, оказывается, устроен вовсе не так, как представляют себе лесорубы. Не было никакой войны, Китай торгует с Западом произведенным в России бризолом в обмен на невероятные фитотехнологии. Даже радиоактивности нет. Излучение, вызывающее бешеный рост леса, наводится со спутников.

Но даже все эти новости не могут, не в силах разрушить мир лесорубов. Гибнут один за другим члены команды, но они все равно одержимы желанием рубить вожаков, продолжают упорствовать, поднимая на щит искусственные лозунги.

Концовка кровавая, с выпущенными внутренностями и осмысленным насилием. Справедливости ради есть в ней и проблеск надежды. Судя по количеству оставленных за полем зрения деталей, едва заметных отсылок и упоминаний о существовании иного, не лесорубного, мира, нам все-таки предстоит прочитать продолжение «Вегетации».

А главный герой в финале… На этом запись в читательском дневнике обрывается.