Скидка в воздухе
Пермский детский танцевальный коллектив «Непоседы» на протяжении многих лет покоряет сцены всероссийских и международных конкурсов. Ежегодно ребята участвуют в престижных мероприятиях, чтобы подтвердить статус образцово-показательного ансамбля. Для этого нужно выезжать из Перми в другие города. С аналогичной ситуацией сталкиваются многие родители спортивных и творческих детей, многие к этим расходам готовы.
Так, «Непоседы» в 2024 году блистали на сцене в Сочи, а в этом году планировали принять участие в V Международном хореографическом конкурсе «Восхождение» в Калининграде. Как и полагается, родители начали искать билеты заблаговременно – осенью 2024 года. Пока они общались с компанией и отбирали оптимальные варианты, в эфир вышел президент России с новостью о том, что скидки на детские билеты будут работать: правительству было выдано поручение, авиакомпании предупреждены и обязаны снизить цены на билеты для детей с середины января 2025 года. Чего, к сожалению, не произошло, а важная для коллектива поездка оказалась под угрозой срыва.
Цена на билеты в Калининград от компании «Икар» (входит в группу «Нордвинд») в ноябре 2024 года составляла 30 — 40 тыс. рублей, но затем появилась информация о введении 50-процентной скидки на детские билеты. Родители «Непосед» отложили покупку в ожидании снижения цен – но они, наоборот, кратно выросли. В январе 2025 года стоимость билетов достигла почти 80 тыс. рублей.
Билет на рейс «Пермь-Калининград» в начале года стоил около 30 тыс. рублей, а обратный на 1 мая — порядка 50 тыс. На сайте агрегатора аналогичные проездные документы для двух взрослых пассажиров обошлись в 55 997 рублей, что почти равно цене билета в один конец для одного пассажира. Интересно, что при оформлении заявки на билеты в одну сторону цена составляла 20 тыс. рублей, а если покупать сразу «туда и обратно», цена одного билета вырастала до 37 тыс. То есть покупать проездной документ раздельно (двумя разными заказами) – выгоднее, чем сразу же в обе стороны.
Спустя несколько дней билеты и вовсе пропали из продажи. Родители пытались связаться с компанией для оформления коллективной заявки, но ответа не поступило. Компании «Икар» и «Нордвинд» не ответили и на вопросы журналистов газеты «Звезда».
«Сейчас более половины коллектива остались без билетов, остальные же приобрели их на самолет. Будем искать другие пути — часть детей отправим на поезде или ещё как-то. Но получается, что 1/3 коллектива приедет раньше, остальные будут вынуждены ехать почти сутки и выезжать заранее. Очень обидно, что в очередной раз действительно полезная инициатива, которую вводит правительство, не реализуется на благо людей, как это предполагалось, а рушит все планы», — сообщила мама одной из участниц коллектива.
За чей счёт летаем?
Новое требование правительства обязывает авиакомпании предоставлять 50-процентную скидку на билеты для детей в возрасте от 2 до 12 лет при перелетах на внутренних рейсах. Ранее власти уже пытались обязать авиакомпании предоставлять детям аналогичные «льготы», но на практике скидки часто оказывались меньше заявленных 50%. Компании, чтобы уменьшить их размер, использовали различные лазейки. Например, могли рассчитывать скидку от тарифа, без учета дополнительных сборов, что делало ее фактический размер гораздо меньшим.
На этот раз правительство ужесточило требования — согласно им стоимость детского билета должна составлять ровно 50% от стоимости взрослого. С 1 января 2025 года 23 крупнейшие авиакомпании начали предоставлять эту скидку на билеты для всех внутренних рейсов, кроме билетов на места в бизнес-классе.
Однако финансировать эти скидки авиакомпании должны за свой счет, так как государственное субсидирование не предусмотрено. Терять свои деньги ни один предприниматель не согласится, поэтому и получается, что за чьи-то детские билеты фактически платят взрослые пассажиры, приобретающие билеты по полной цене. Практически «налог на бездетность» в действии.
- Например, если сейчас билет на рейс Москва-Петербург стоит 10 тысяч рублей, то авиаперевозчик, чтобы покрыть расходы на скидки для детей, в ближайшие месяцы может повысить его стоимость еще на одну-две тысячи, - отмечает пермский туроператор Татьяна Самкова.
По ее словам, цены с начала года уже начали расти. Авиаперевозчики пока оправдывают такую динамику повышением расходов на авиатопливо, ремонт самолётов и растущей динамикой спроса. Обслуживание самолетов подорожало еще в 2022-м году, причем на 30-50%, но резко в тот момент повышать цены на билеты авиакомпании не могли. Теперь же вынуждены компенсировать еще и новые скидки.
— Однако к лету, когда начинается сезон отпусков и увеличивается количество путешествующих с детьми, цены вырастут ощутимо для многих, — объясняет Татьяна Самкова, — Авиакомпании уже начали пересматривать свои тарифы. Это несомненно ведет к удорожанию стоимости полетов для взрослых пассажиров, в то время как семьи с детьми, безусловно, выигрывают от новых правил.
В 2024 году цены на авиабилеты по России заметно выросли. Для сравнения, в 2023 году средний билет стоил около 13 тыс. рублей, в 2024-м – уже 16 тысяч. С начала года и до августа билеты стали дороже почти на 30%. Такие данные приводит Росстат. Тем временем, тенденция только набирает обороты, отмечают опрошенные нами аналитики.
Справка:
Для того, чтобы воспользоваться «детской» скидкой, при покупке билета необходимо предоставить документы: паспорт одного из родителей и свидетельство о рождении ребенка. Также перевозчик может запросить документ о гражданстве, так как скидка доступна только для детей с российским гражданством.