СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
Главные материалы
16.11.2024
16+
Культура

300 историй Перми: Заводская Пермь

300 историй Перми: Заводская Пермь
Фото: Елена Сергеева
  1. Культура
История Перми изначально связана с промышленностью. Именно завод, построенный на реке Егошихе, дал толчок развитию территории. Три века шло освоение ресурсов и технологий, Пермь была и остается крупным промышленным центром. Расскажем об истории ведущих пермских заводов.

Первое пермское предприятие

Пётр I, еще не выиграв Северную войну со шведами, в 1720 году задумался о строительстве на Урале казенных предприятий для обеспечения военных нужд страны. В экспедицию был отправлен молодой горный инженер Василий Татищева. Летом 1722 года он исследовал территорию у реки Егошихи и определил ее для строительства медеплавильного завода. Указ о строительстве завода подписал в том же году Вильгельм де Геннин, сменивший Татищева на посту горного начальника.

Строительство Егошихинского медеплавильного завода начинается 4 (15) мая 1723 года. Для завода была сооружена плотина длинной 554 мет­ра, а также шесть печей и два вод­ных колеса. Возведением медеплавильных печей занимался специалист Вольф Мартин Циммерман. В дальнейшем эта фамилия так и осталась в Перми, вместе с ее носителями.

В 1725 году была приглашена бригада московских денежных мастеров, которая нарезала и отчеканила в присутствии де Геннина несколько первых денежных плат. Затем мастера отправились в Екатеринбург, куда было перенесено производство медных денег.

Егошихинский завод состоял из фабрик (так назывались цеха): молотовая, кузнечная, медеплавильная, обжигальная, гармахерская. В 1725 году выплавляли 1500 пудов меди, а к

1740-му нарастили производство почти в три раза – это был пик развития завода. После чего он был передан в частные руки. Это не принесло успеха, и уже Екатерина II занялась возвращением предприятия в казну.

В 1780 году Егошихинский завод возвращен государству. Но к тому времени иссякли медные месторождения и производство закрылось. Завод проработал 60 лет и дал начало рабочему поселку, затем и городу, а также способствовал развитию торговых путей по Каме и Сибирскому тракту.

Индустриализация Перми

На старте индустриализации, которая в стране проводилась с мая 1929 года по июнь 1941 года с целью сокращения отставания от экономики капиталистических государств, в Перми и Мотовилихе проживало около 80 тысяч человек. Каким же промышленным потенциалом обладала Пермь – тогда районный центр обширной Уральской области?

Не считая Пермских пушечных заводов, промышленность Перми была скудной. Работал гвоздарный завод, основанный в 1878 году и переименованный в «Коммунист». Открыт сепараторный завод (изначально с 1915 механический завод Лесснера). В годы Первой мировой войны он производил военное снаряжение и готовился к производству автомобилей. Но тут пришла мысль открыть на его базе производство сепараторов. До революции их ввозили из-за границы – 60 тысяч штук ежегодно. В Перми сконструировали собственный сепаратор «Звезда-1» и производили до 1500 штук в месяц.

Работал Пермский сернокислотный и суперфосфатный завод, основанный в 1916 году по инициативе Пермского земства. Там ежегодно производилось 100 000 пудов суперфосфата, серная и азотная кислоты, другая химическая продукция. Была в Перми своя махорочная фабрика, свечной завод, шпалопропиточный и спирто­очистительный заводы.

Индустриализация предполагала развитие промышленности Урала в едином комплексе с предприятиями Западной Сибири и Казахстана в составе так называемого Урало-Кузнецкого комбината. В связи с этим с начала 1930-х годов в Перми началось строительство промышленных гигантов всесоюзного значения: завода №19 и Пермского порохового завода. Были модернизированы машинострои­тельный завод им. Сталина и суперфосфатный завод, выпуск продукции которого вырос в 40 раз.

К 1939 году население Перми увеличилось почти в три раза и достигло 255 тысяч человек. За годы довоенных пятилеток валовая продукция промышленности Западного Урала выросла в 11 раз.

Завод Шпагина

Территорию нынешнего одноименного культурного пространства ранее занимали Главные железнодорожные мастерские, открытые в 1878 году. Изначально предприятие было рассчитано на текущий и капитальный ремонт паровозов. В стране бурно развивалось строительство железных дорог и паровозной промышленности, в 1894 году здесь были отремонтированы 23 паровоза, а в 1915 году – 56.

В 1927 году предприятие получило новое название в честь работника завода Алексея Алексеевича Шпагина – депутата Второй Государственной думы от рабочей курии, впоследствии революционера. Так появился Пермский паровозоремонтный завод имени Шпагина.

Существенный вклад внес завод в победу в Великой Отечественной вой­не: заводчанами было отремонтировано более 700 паровозов, выпущены бронепоезда «Котовский» и «Щорс», три бронепаровоза.

С 1964 года происходит изменение профиля предприятия, он осваивает ремонт путевой техники. До 1990 года у завода был оборонный заказ: здесь выпускались гаубичные снаряды, составлявшие 30 процентов продукции предприятия. После отмены госзаказа было освоено производство путевой техники.

Интересные факты: на территории предприятия находился первый памятник «Пермяк-соленые уши» (это было изображение человека с мешком за спиной). На заводе в начале XX века работали писатели Владимир Короленко и Александр Грин. Площадь на территории предприятия называли «красной площадью» из-за кирпичной крошки, которая постепенно осыпалась со стен.

В 2017 году действующее предприятие (к тому времени «Ремпутьмаш») решили переформатировать под развлекательную площадку «Первогород». Ныне заводские цеха служат культуре и образованию, здесь проводятся мероприятия разного уровня и формата. Завод «Ремпутьмаш» прекратил свое существование.

300 историй Перми: Заводская Пермь

Бывшй завод «Ремпутьмаш» стал культурным пространством

Мотовилиха

В 1863 году началось строительство Пермских пушечных заводов, выбор места был обусловлен наличием в Мотовилихе заводского населения и удобной водной артерии. Первым управляющим Пермского пушечного завода стал горный инженер, капитан Николай Васильевич Воронцов. Первое же выпущенное орудие, четырехфунтовая стальная пушка, оказалось очень удачным. Последовал заказ военного Министерства.

Не все удавалось сразу. Рассказывают, что мотовилихинские артиллеристы, испытатели пушек, каждый раз исповедовались и надевали чистое белье, как перед смертью. Иногда металл разрывало. На Мотовилихе отлили даже свою царь-пушку, на пять тонн тяжелее столичной. Ее готовили для реальных боев – благодаря двадцатидюймовому калибру, она могла пробивать бронированные суда.

Пермские пушечные заводы выполняли заказы военного и морского министерств, производили также паровые машины, прокатные станы. Завод был передовым по своим технологиям: здесь появились первые на Урале мартеновские печи, пятидесятитонный царь-молот, инженер Николай Славянов изоб­рел метод электросварки, первый электроплавильник, спроектировал и построил две динамо-машины, здесь на первом из предприятий Перми использовалось электрическое освещение.

В 1900-е годы «Пермские пушечные заводы» находились в статусе одного из крупнейших производителей артиллерийских орудий и снарядов в России и в мире. Во время Первой мировой войны рабочих Мотовилихинского завода не брали в армию, они считались мобилизованными. Молодые люди, которые не хотели идти в армию, устраивались туда на любую работу.

В 1921 году завод переименовали в Мотовилихинский орудийный, потом в машиностроительный. К 1934 году после реконструкции началось производство сложнейших агрегатов и оборудования, драг для золотодобывающей промышленности.

В годы Великой Отечественной войны пермский завод вооружил Красную армию примерно четвертью артиллерийских систем. Первые выстрелы по территории Германии и ее столице Берлину были произведены из орудий, изготовленных в Перми.

«Мотовилиха» и сейчас остается единственным в стране артиллерийским заводом полного цикла – от выплавки стали до финишного изделия. Пермские реактивные системы залпового огня под марками «Смерч», «Торнадо», орудия «Нона» и «Мста-Б» и другие хорошо известны своей результативностью.

300 историй Перми: Заводская Пермь

Первые пушки «Мотовилиха» произвела ещё в XIX веке

Пермские моторы

В 1930 году в Перми началось строительство моторостроительного завода. В 1935 году здесь был собран первый авиадвигатель М-25. Завод был передовым по конструкторской мысли. Здесь впервые в мире была осуществлена конвейерная сборка двигателей. В 1936 году пермские двигатели для истребителей были признаны самыми надежными. Однако бои на фронтах Испании обнаружили отставание советских истребителей от «мессершмитов». Поэтому была поставлена задача разработать более совершенные авиа­моторы.

С этой задачей удалось справиться главному конструктору А. Д. Швецову. Серийный выпуск нового двигателя АШ-82 (по его инициалам) начался в мае 1941 года. С началом Великой Отечественной войны многие работники завода ушли на фронт, к станкам встали женщины, пенсио­неры и дети. За четыре года завод выпустил более 30 тысяч двигателей для истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков.

После войны пермский моторный завод сосредоточился на выпуске двигателей для гражданской авиации. Новым главным конструктором стал 36-летний П. А. Соловьев. Им был разработан двигатель Д-30 для массового гражданского самолета СССР-134 и двигатель Д-30КУ для самолетов Ту-134, Ту-154.

Именно пермский моторный завод (тогда он носил имя Свердлова) создал лучшие образцы двигателей в СССР. Для истребителей-перехватчиков МиГ-31 был разработан новый двигатель. Именно этому самолету перед заводом установили памятник «МиГ на взлете», который запечатлел одну из самых ярких страниц истории завода.

Главной гордостью моторного завода считается двигатель ПС-90А (по инициалам Павла Соловьева). Этими моторами снабжены самолеты ИЛ-96, Ту-204, Ту-214, Ил-76. Сейчас крупнейшее из пермских предприятий входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию и называется «ОДК-Пермские моторы.

В 2023 году планируется открыть памятник подросткам, работавшим в годы войны, их было восемь тысяч. За основу взята знаменитая фотография: Вале Кусакину, стоящему на ящике у станка, было всего 11 лет.

300 историй Перми: Заводская Пермь

В годы войны пермский моторный завод выпустил более 30 тысяч двигателей

Карбюраторный завод

Строительство завода 33-бис началось в 1938 году как дублера единственного в стране Московского карбюраторного завода. В 1939 году на работу приняты первые специалисты – выпускники авиационного техникума. В 1940 году начали работать первые цеха, шло освоение производства карбюратора для авиационных двигателей АШ-62 и АШ-63.

С началом войны в Пермь эвакуирован тот самый Московский карбюраторный завод. И предприятие с 1941 по 1945 годы выпустило один миллион сто семь тысяч карбюраторов, сборка совершалась вручную. В 1947 году заводу было присвоено имя М. И. Калинина, под которым он и существовал в советский период.

С 1957 года на предприятии начинает работать собственное конструкторское бюро под руководством А. Ф. Полянского. Завод стал передовым не только по своим технологиям. Например, он первым перешел на пятидневную рабочую неделю.

В 1960 годы начинается производство автоматики для ракеты-носителя «Протон», серийный выпуск агрегатов для двигателя Д-30 на самолеты Ту-134 и Ту-134А, создается и осваивается система регулирования для двигателя танка Т-80.

Сейчас продукция предприятия – цифровые электронные регуляторы и гидромеханические агрегаты управления газотурбинными двигателями воздушных судов и силовых установок газотурбинных электростанций, газоперекачивающих агрегатов, морских судов. Научно-исследовательская и испытательная база насчитывает более 50 стендов и установок. В настоящее время завод имеет название ОДК-СТАР.

Пороховой завод

В конце 1920-х – начале 1930-х годов недалеко от Перми началось строительство комбината «К». Пермский пороховой завод был построен за пять лет буквально на пустом месте среди густого леса. В 1934 году здесь начался выпуск аммонитов – промышленной взрывчатки для горнорудных работ. В 1939 году был сдан в эксплуатацию цех дымных порохов, а в 1940 году заработала вторая технологическая нитка производства бикфордова шнура.

В 1941 году предприятию присвоили имя С. М. Кирова. Неоценимый вклад новый завод внес в ход Великой Отечественной войны, когда здесь выпускались заряды для знаменитых катюш. Всего было изготовлено более 33 миллио­нов зарядов, здесь производилось 80 процентов баллиститного пороха в стране. Это стало возможным благодаря разработанной уникальной шнековой технологии непрерывного производства, что было крупным инженерным решением мирового класса.

В процессе конверсии на предприятии было создано несколько новых производств и до сегодняшнего дня здесь изготавливают более 100 наименований наукоемкой гражданской продукции и товаров народного потребления. Оборонный заказ – основной среди производственных задач Пермского порохового завода: здесь выпускают спецтехнику к системам «Тополь-М», «Булава», «Град», «Панцирь-С», «Торнадо» и других.

300 историй Перми: Заводская Пермь

На Пермском пороховом заводе выпускают и гражданскую продукцию

Промышленный бум

Со второй половины 1950-х годов в Перми происходит новый промышленный бум. Старт дал приезд высокопоставленной правительственной комиссии. Она привезла пермским предприятиям ответственное задание – наладить выпуск баллистических ракет. В решении этой задачи было задействовано 19 пермских предприятий.

Задание было выполнено практически с нуля: не было ни документации, ни опыта. Пермь превратилась в лидера ракетно-космической отрасли, а также в закрытый город. За пять лет в Прикамье появилось свыше 40 крупных промышленных объектов, были открыты совершенно новые производства.

Основой промышленности Перми становится машиностроение. Качество продукции пермских предприятий было не только на уровне мировых стандартов, но и выше их. Так, портальный кран, выпускаемый Пермским заводом горно-шахтного машиностроения, по грузоподъемности и максимальному вылету стрелы при меньшем собственном весе превосходил аналогичные краны европейских фирм.

Предприятия Пермской области отправляли на экспорт продукцию около 250 наименований. Более 100 предприятий и производственных объединений давали продукции более чем на 4 млрд рублей в год. Заводы и фабрики Перми производили геологоразведочное и нефтепромысловое оборудование, портальные краны, бензомоторные и электрические пилы, велосипеды, дома для нефтяников и сельских тружеников, продукцию химии и нефтехимии, пищевой и легкой, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленностей, обслуживали сложнейшие космические заказы.

Пермь превратилась в крупнейший индустриальный центр Российской Федерации.

«Камкабель»

17 июня 1957 года в краевой столице выпустили первые алюминиевые провода. 12 километров кабеля были предназначены для воздушных линий электропередач Куйбышевской (ныне Волжской) ГЭС. Завод начал производство, хотя сами цеха еще не были достроены, до завершения строительства оставалось еще восемь лет.

«Камкабель» входил в число семи пермских предприятий, обеспечивших успешный полет в космос Юрия Гагарина. В дальнейшем пермский кабель использовался на пилотируемой научно-исследовательской орбитальной станции «Мир» на протяжении 15 лет ее существования, а также при строительстве космодрома «Восточный».

В 1960-е годы пермский кабель экспортировался в 40 стран мира. Уникальный Камский кабельный завод имени 50-летия СССР изготовлял провода тоньше человеческого волоса для электронной аппаратуры и мощные в три обхвата кабели для передачи электроэнергии на большие расстояния.

«Камкабель» остается крупнейшим предприятием Перми и лидером в своей отрасли. К своему 66-летию, которое отмечалось в этом году, на заводе посчитали, что за это время было выпущено девять миллионов километров кабеля и проводов. То есть пермским кабелем можно 220 раз обернуть Землю по экватору.

Машиностроитель

Главным назначением нового предприятия, образованного в октябре 1967 года и получившего название Пермский завод химического оборудования (ПЗХО), было производство твердотопливных ракетных двигателей для нужд военно-промышленного комплекса и ракетно-космической отрасли. В 1985 году завод становится головным во вновь образованном производственном объединении «Искра».

В 1991 году предприятие выделилось из объединения с названием «Машиностроитель». Свои технологические возможности завод продемонстрировало в 1970–1980-е

годы, в период первой волны конверсии, начав выпуск широкого перечня гражданской продукции. Но главной задачей предприятия остается создание ракетного щита страны. Завод участвовал в международной программе «Интеркосмос», изготавливал двигатели отделения, разделения и мягкой посадки для космического комплекса «Энергия-Буран».

С началом XXI века предприятие полностью вернуло себе статус оборонного предприятия, выступив одним из ведущих производств, участвующих в программе перевооружения российской армии. Также именно этому заводу поступил заказ на изготовление двадцати специальных колец для Большого адронного коллайдера.

Государственными наградами награждено 475 человек – не только руководителей, но и рабочих предприятия, среди них лауреаты Ленинской премии СССР и Государственной премии РФ.

300 историй Перми: Заводская Пермь

НПО «Искра» тесно связано с объединением «Машиностроитель»

Часовой завод

В историю Перми ПНППК вошла под названием «Часовой завод». Но часовых механизмов здесь никогда не планировалось делать: по проекту завод предназначался для производства автопилотной техники и приборов управления для ракетной техники.

Пермское приборостроительное производственного объединение Министерства авиационной промышленности было введено в строй 12 апреля 1956 года. Завод был молодым даже по кадровому составу – средний возраст работников составлял 25-28 лет.

История Пермской научно-производственной приборостроительной компании началась с выпуска малогабаритных двигателей переменного и постоянного тока и сельсинов, предназначенных для применения в автоматических устройствах и следящих системах авиационных приборов. Следующим этапом стало освоение гироскопических изделий и систем.

С 1960 года выпуск комплектов гироскопических приборов управления полетом для ракетно-космической техники становится основной специализацией завода. Аппаратурой, выпущенной в Перми, оснащены самолеты Ан, Ту, Ил, МиГ и Су.

В 1965-1970-х годах завод подвергается полной реконструкции и оснащается большим количеством новейших станков и агрегатов, осваиваются принципиально новые технологические процессы. С 1990-х годов одним из направлений деятельности предприя­тия становится выпуск морских и речных гирокомпасов. Многие зарубежные и отечественные корабли оснащены пермским гирокомпасом, он установлен на знаменитых парусниках «Крузенштерн», «Мир», «Седов», катерах президента РФ и командующих флотами, на яхте правительства Москвы.

В память о своей истории в 2017 году на территории предприятия было открыто культурное пространство под названием «Часовой завод».