С 1 марта в силу вступили изменения в федеральные Правила использования воздушного пространства. После долгого запрета разрешено использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) над населенными пунктами на высоте до 150 метров. Однако в Пермском крае ограничения по-прежнему будут действовать. Перспективы развития отрасли в регионе эксперты обсудили на круглом столе «Беспилотные авиационные технологии и подготовка кадров».
Сфера применения
Одной из основных тем на встрече представителей промпредприятий, образовательных учреждений и общественных организаций стал запрет использования беспилотных воздушных судов на территории Пермского края в соответствии с Указами Президента РФ и губернатора региона. Несмотря на послабления в федеральных правилах, в Прикамье ограничение продолжает действовать.
Как объяснил директор краевого Учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Дмитрий Балмашев, исключения предусмотрены лишь для организаций с государственным участием, органов власти и местного самоуправления, организаций, эксплуатирующих объекты водоснабжения и водоотведения, топливно-энергетического комплекса, беспилотных воздушных судов, использование которых согласовано оперативным штабом региона. Кроме того, исключения есть для предприятий и подведомственных организаций, имеющих договорные отношения с органами власти.
Между тем сфера применения беспилотников гораздо шире. Аппараты применяются в строительстве, энергетике, сельском хозяйстве, при решении пространственных задач в гидрологии, геологии, экологии, археологии и многих других сферах. Их использование позволяет обхватывать большие территории и получать высококачественную съемку, поэтому их используют для мониторинга незаконных вырубок и лесных пожаров, в том числе в труднодоступных местах.
Опыт применения БПЛА на конкретном предприятии представил директор департамента лесообеспечения ПЦБК Иван Полынский. Он рассказал, что использование технологии позволяет проводить полный анализ лесного фонда предприятия, включая объем растущих деревьев и их породный состав, количество больных и усохших деревьев, анализировать вырубки, выявлять рельеф и гидрографию, определять количество древесины, лежащей на складах. В день площадь съемки может составлять до 500 гектаров.
Опытом использования БПЛА при проведении поисково-спасательных работ поделилась региональный руководитель «Школы Лиза Алерт» Ольга Соколова. По ее словам, беспилотники заменяют пеших поисковиков и значительно экономят время, обследуя при этом труднопроходимые и опасные участки, например, болота. Территорию, которую пять человек прочесывают восемь часов, аппарат облетает за полчаса.
С 2019 года БПЛА используют в своей деятельности спасатели. Как пояснил Илья Домрачев, начальник отделения ФПС ГПС организации и контроля применения беспилотных авиационных систем ГУ МЧС России по Пермскому краю, за это время было выполнено почти 26 тысяч полетов, спасены десятки человеческих жизней.
В министерстве взят курс на количественно-качественное обновление парка беспилотных авиационных систем. К 2030 году ведомство планирует полностью перейти на отечественные беспилотники. Но есть сложность: например, беспилотники, используемые спасателями сегодня, имеют дальность полетов 50 км при заявленных производителем 100 км.
Краевой потенциал
Изготовление беспилотников в Пермском крае стало отдельной темой для обсуждения.
– Если мы занимаемся лесоохраной, нам нужна дальность полета 150-200 км. На батарейках на такое расстояние не долетишь, а зимой они вообще не работают. Нужен двигатель внутреннего сгорания, а это уже другой вес. Важен и вид аппарата. Беспилотнику самолетного типа нужна хотя бы минимальная взлетно-посадочная полоса или система парашютирования, которая имеет свои недостатки. Кроме того, купить или заказать ее не так просто, – объяснил первый заместитель управляющего директора, главный конструктор АО «ОДК-СТАР» Сергей Остапенко.
В зависимости от задач нужны определенные камеры и программное обеспечение. Компания готова предлагать технические решения, но задача должна быть четко сформулирована. Нет универсального решения. Промышленность не может сделать что-то, устраивающее всех. При этом у региона есть все возможности для разработки и производства БПЛА.
Замдиректора научно-образовательного центра авиационных композитных технологий ПНИПУ Глеб Шипунов в свою очередь отметил, что в Прикамье планируется создание крупного регионального научно-производственного центра по производству композиционных и оптических компонентов для БПЛА, на базе которого может быть создана кооперация науки, бизнеса и образования.
– У нас в крае все технологии есть, но они находятся на разрозненных площадках. Для этой отрасли нужно создать единый центр, в котором будут собраны все ключевые компетенции. При этом мы не должны делать весь беспилотник сами, это должна быть сетевая история, – считает Глеб Шипунов.
Он добавил, что с учетом амбиций и опыта у региона есть все возможности войти в отрасль беспилотных летательных аппаратов на уровне ведущих НПЦ страны.
Кадровый вопрос
Отдельно участники круглого стола остановились на вопросе подготовки кадров для этой сферы. Директор Пермского авиационного колледжа им. Швецова Александр Дическул сообщил, что в прошлом году в учреждении была открыта новая специальность «Эксплуатация беспилотных авиационных систем». Ежегодно на нее будет набираться по 25 человек. Он рассказал, что в настоящее время в техникуме имеется все необходимое для подготовки квалифицированных специалистов, учреждение готово сотрудничать с предприятиями, но пока не имеет обратной связи от бизнеса по вопросу, сколько таких специалистов требуется.
Декан аэрокосмического факультета ПНИПУ Владимир Модорский отметил, что вуз сотрудничает с восемью пермскими школами, в которых созданы «авиационные классы». Причем взаимодействие выстроено по траектории «школа – вуз – предприятие». По словам Владимира Модорского, не нужно дожидаться серийного производства, уже сейчас необходимо готовить кадры и набираться опыта.
Елена Бардукова
Фото: Антон Берг