Уже несколько лет подряд ученые, хозяйственники и пресса регионов южнее Пермского края говорят о недостаточном наполнении водохранилищ. В сентябре 2011 года в федеральном Минприроды заявили во время медиафорума в столице, что повлиять на ситуацию может только Господь Бог. Но заверили: «По воде у нас принят целый ряд стратегических документов. Обмеления Волги мы точно не допустим».
Надо так надо
Если бы пермяки думали только о себе, то чего проще – накопить в Воткинском и Камском водохранилищах гидроресурс в нужном количестве. Но воды с севера нужны Волге и Каспию, сорока процентам населения России, живущим в бассейне великой реки, промышленности и энергетикам, сельскому и рыбному хозяйству, водному транспорту. Так, при низком уровне воды судовладельцы вынуждены не догружать свой флот, чтобы не садить его на мели. Поэтому Росводресурсы практически ежемесячно регулируют сброс через гидросооружения.
Режимы наполнения и сработки водохранилищ, пропуск паводков на ГЭС устанавливает Министерство природных ресурсов в лице Федерального агентства водных ресурсов (Росводресурсы) с учетом рекомендаций Межведомственной рабочей группы, в состав которой входят представители МЧС, Минсельхоза, Росрыболовства, Росморречфлота, ОАО «Системный оператор Единой энергетической системы», органов исполнительной власти субъектов Федерации. Вот согласно решениям регулятора из Воткинского водохранилища в последнее время выливалось воды больше, чем поступало.
Ситуация по Камской ГЭС была аналогичной. Еще 24 июля 2023 года Росводресурсы констатировали, что в бассейне Камы сохраняются маловодные условия. На 24 июля приток воды к створу Камского гидроузла составил 802 куб. м/с при среднемесячной норме 1375 куб. м/с. Федеральным агентством водных ресурсов был установлен режим работы для Камского гидроузла со средним расходом 1050-1100 куб. м/с.
Последствия засухи
Усиленные сбросы продолжались и осенью этого года. Средний расход по КамГЭС в сентябре был установлен в количестве 800-850 кубометров в секунду, по Воткинской – до 1100 куб. м/с. Показатели октября равнялись соответственно 610±30 и 970±30 кубов за секунду, ноябрьские цифры – 750±30 для Камской (на момент написания статьи – 700) и 800-850 для Воткинской ГЭС. Основная же задача такой сработки состояла в поддержании уровня воды в верхнем бьефе у плотины Нижнекамского гидроузла в пределах отметок 62,7-63,5 м БС.
Конечно, сама по себе текущая гидрологическая ситуация прямо связана и с климатическими обстоятельствами.
– Сухие лето и осень 2022 года, малоснежная зима 2022/2023, очень раннее начало снеготаяния в марте и дефицит осадков в апреле-июле нынешнего года, – так все это официально оценивали Росводресурсы в июле.
ГИС центр ПГНИУ подтвердил, что наблюдаемое снижение уровня воды действительно аномальное. Первопричиной обмеления Камы в Перми стала засуха на севере края, где после умеренно сухого июня, июля и августа в сентябре осадков вообще практически не было. В результате приток воды в Камское водохранилище упал до рекордного минимума, а его уровень снизился на 90 см за месяц. Затем с аналогичной скоростью стал падать уровень Воткинского водохранилища, сейчас он ниже нормы на 3,7 метра. Кроме того, сброс из Воткинского водохранилища осенью значительно превышал приток, чтобы обеспечивать водой гидроузлы, расположенные ниже по течению. Такая ситуация, очевидно, сохранится до апреля. Изменить ее могли бы только очень сильные и продолжительные дожди в ноябре, но они не характерны для нашего климата.
Заморы были и будут
К концу лета подоспели экологические последствия. В частности, ответственность за массовую гибель рыбы в Нытвенском заливе Воткинского водохранилища специалисты Волго-Камского терруправления Росрыболовства возложили не только на местное МУП «ЖКХ», сливавшее стоки с химвеществами и жирами в концентрациях, превышающих ПДК, но и на погоду. Из ведомственного пресс-релиза следовало, что жара привела к понижению уровня воды и повышению ее температуры. В итоге, загрязнение в заливе росло, активно развивался фитопланктон, жиры окислялись, что в совокупности привело к недостатку кислорода на отдельных участках водоема и гибели биоресурсов.
Забегая вперед, можно предположить и зимние заморы рыбы: под сплошным льдом ей также не будет хватать кислорода из-за обмеления Камы и притоков. Более того, ихтиологи не исключают промораживания некоторых водоемов и водотоков до дна – с гибелью в таких местах большинства позвоночной фауны.
Запасы воды увеличат
10 ноября 2023 года ситуация на Волжско-Камском каскаде обсуждалась в ходе заседания Межведомственной рабочей группы под председательством замруководителя Росводресурсов Вадима Никанорова. Прозвучало, что в четвертом квартале года гидроузлы увеличат запасы воды лишь на 83 процента от нормативных объемов – из-за недостаточного притока. Что же касается будущей весны, то Никаноров заявил о необходимости заполнения водохранилищ даже не по максимуму, а выше нормы.
– Зимний период для водохранилищ – время предполоводной сработки, когда емкости постепенно освобождают для приема большой воды весной. В этом сезоне на фоне маловодья рассматривается вариант менее глубокой сработки. Регионы на берегах Волги и Камы должны быть готовы к форсированию водохранилищ – то есть превышению отметки нормального подпорного уровня. Это поможет накопить дополнительные запасы воды для весеннего попуска в низовья Волги и оптимальной работы всего каскада в дальнейшем, – уточнил чиновник.
Отметим, что на 14 ноября свободная емкость Воткинского моря составляла 3518 миллионов кубометров, а Камского – 4972 миллиона кубометров. Именно столько им не хватало до полноты содержания. Год назад аналогичные показатели были соответственно 2777 и 5322 миллиона кубов воды. Поэтому рано говорить о высыхании водохранилищ, они попросту обмелели. Причем ради федеральной необходимости – выручая регионы Приволжья.
Автор: Юрий Токранов
Фото: Елена Сергеева. Диаграммы: ПАО РусГидро