Возрождение судостроения, благоустройство набережных и подъем затонувших плавсредств подразумевает региональный проект «Живая Кама», презентованный членам правительства края.
Цель и задача ни много ни мало – «вдохнуть жизнь» в великую реку, – заявил перед лицом членов кабмина губернатор Дмитрий Махонин. Подробности проекта изложил министр природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии края Дмитрий Беланович.
Пермь заслуженно именуется «портом пяти морей»: благодаря Каме город в глубине России имеет выход в Чёрное, Азовское, Каспийское, Белое и Балтийское моря. Однако сегодня наша краса и гордость испытывает нешуточную экологическую нагрузку. Многолетнее расточительное пользование ее ресурсами приводит к тому, что Кама и ее притоки утрачивают способность к самоочищению и их мощный природный потенциал слабеет. По мнению специалистов, требуются серьезные усилия, направленные на улучшение качества воды.
– Для возрождения Камы и ее бассейна правительство края и инициировало разработку отдельного проекта по оздоровлению реки, – сообщил министр. – Необходимость в экологическом оздоровлении, экономическом и туристическом оживлении назрела уже давно. На реке должна кипеть жизнь. В настоящее время Кама слабо используется в туризме, если не считать круизных туров на крупных теплоходах до Волги. Количества таких туров и численности туристов явно недостаточно. Грузовой поток по Каме сейчас более чем в два раза ниже, чем в советский период. Поэтому ключевыми задачами проекта мы видим увеличение использования крупнейших рек для транспортных перевозок и туризма, повышение доступности северных и отдаленных районов края, экономическое оживление населенных пунктов, расположенных вдоль Камы и ее притоков.
Беланович поведал и о конкретных мероприятиях, которые можно разделить на три направления:
⇒ развитие промышленности;
⇒ развитие туризма;
⇒ улучшение качества жизни в приречных местностях по Каме, Чусовой, Вишере и Колве.
Для развития внутреннего туризма предусмотрено строительство более двух десятков туристических причалов в шестнадцати муниципальных образованиях края. Намечено подписание соглашения о сотрудничестве с государственной корпорацией «Туризм. РФ». Цель – привлечение средств на создание туристической инфраструктуры, строительство гостиниц, причалов, набережных. И уже предприняты первые практические шаги.
Так, в рамках национального проекта «Комфортная городская среда» привлечены федеральные средства на обустройство набережной в Чайковском. Из бюджета Прикамья выделены деньги на реконструкцию и дальнейшее благоустройство набережной в Осе. Наряду с этим региональное минприроды проводит диагностику и обследование берегов в паводкоопасных районах и берегов, подверженных обрушению.
В рамках возрождения судостроительной отрасли в июле на основе имущественного комплекса судозавода «Кама» было создано ООО «Пермская судоверфь». Сейчас на этом предприятии ремонтируется и восстанавливается оборудование, выполняются первые заказы на ремонт судов.
– На ней планируется построить десять новых пассажирских судов, из них четыре высокого экологического класса, на электротяге или же на природном газе, – сказал министр. – При этом мы понимаем, что водный транспорт надо развивать не на одной только Каме. Поэтому для комплексного восстановления судоходства Прикамья необходимо выполнить дноуглубление (475 километров русел рек). В рамках этих работ мы планируем поднять 33 затонувших судна, которые сегодня, ржавея на дне, загрязняют воду. В результате реализации мероприятий, предусмотренных в ходе проекта, мы ожидаем роста туристического потока более чем в пять раз.
Помимо второго рождения западноуральского судостроения, планируется строительство четырех новых портов: в Перми, Березниках, Соликамске и Чайковском. Восстановление речных маршрутов обеспечит доступ к более чем миллиону кубов древесины в северных лесах региона, к которым нет иного доступа, кроме как по воде. Огромные дополнительные лесные ресурсы позволят увеличить валовой региональный продукт (ВРП) приблизительно на миллиард рублей.
– Думаю, всем известно, что на протяжении веков главная водная артерия Западного Урала была основным торговым и транспортным маршрутом, обеспечивавшим экономическую связь между городами и территориями акватории Волги и других рек. Наша задача – делать так, чтобы эта замечательная магистраль развивалась, – комментировал Дмитрий Махонин. – Безусловно, следует производить углубление дна, укрепление берегов там, где это необходимо. В результате осуществления проекта мы ожидаем мультипликативного эффекта в отрасли не только лесозаготовки, но и транспортировки минеральных удобрений...
Ожидается, что в совокупности в различных отраслях, связанных с рекой, будет создано более 4,5 тысячи новых рабочих мест.
Дмитрий Махонин, губернатор Пермского края:
– Недавно ознакомился с результатами одного из опросов молодежи Прикамья. Молодые люди замечают красоту нашего края, но нередко выражают опасения относительно экологии. Сегодня мы видим, что с экологической точки зрения ситуация становится лучше, в том числе благодаря внедрению современных очистных технологий на предприятиях. Об этом надо рассказывать, чтобы молодежь и все граждане знали о позитивных тенденциях.
Анатолий Москвин
info@zwezda.su