«Пермская Керри Брэдшоу» – о несовпадении рекламных образов с действительностью: «Депрессия длиною в детство»

3 апреля, 13:40

Чем старше становится твой ребенок, тем острее понимаешь, что на всех рекламных плакатах с картинками абсолютно счастливых семей что-то не так. Где все эти свежие, ухоженные, цветущие мамы годовалых малышей, что рассказывают нам с голубых экранов про нежные попки их чад в модных памперсах, в реальной жизни?

Я в своей кочевой истории переезжала с места на место жительства уже раз восемь. И я не встречала таких мам ни на детских площадках, ни в поликлиниках, ни в магазинах, ни в подъездах всех моих разных домов. А, согласитесь, выборка-то неплохая выходит. Мам я, конечно, встречала; вот таких лучезарных улыбок на их лицах не видела. Чего уж там говорить о цветущем настроении и превосходном «луке» (англ. «образе, облике»).

Окей. Может быть, в первый год материнства родительница привыкает к новым жизненным реалиям и потом, на втором и третьем годах, у мамы должна включиться какая-то встроенная природой функция? Но ведь и этого не происходит. Недавно я была на одном детском дне рождения: малышу у приятелей стукнуло три года. Родители решили отметить это «по-европейски»: в кафе, со всеми друзьями и с нанятым аниматором.

Из небольшой компании старых приятелей не явились сразу четверо. Обе пары недавно стали родителями. Одни уже развелись, вторые подали заявление. Из всех сплетен, что облетали столы да уши уставших взрослых, главная касалась отнюдь не официантки, чуть не уронившей на именинника праздничный торт, а детей наших разводившихся товарищей. И вовсе не в том ключе, как бедные малыши переживут развод взрослых, а в том, что именно они и стали его причиной.

Цинично? Да. Правдиво? Тоже да. Обычно, когда оглядываешься на своих родителей и бабушек с дедушками, перед тобой всплывает глыба морали, слепленная из огромного количества примеров «как надо», сформированных, наверное, опять же из посылов рекламы да ТВ. Ну, может, еще со школы и уроков литературы. Словно бы в твою голову вставлена флешка с дополнительной информацией для памяти, чтобы ты подсознательно понимал, как должно быть.

И вот у меня такая как бы есть. Откуда взялась, непонятно. Потому что, если судить по опыту моей семьи, выйдет примерно как в сплетнях с того дня рождения. Бабушка с дедом моим развелись. Мама с папой тоже развелись. И аккурат тогда, когда появились вторые дети. Может, и совпадение. А может, и нет.

В эти дни вся страна обсуждает певицу Манижу и ее возможное участие в конкурсе «Евровидение» с песней «Русская женщина». Там в припеве строчки: «Сын без отца, дочь без отца. Но и со сломанной family (англ. «семьей») не сломать меня…»

Спорная песенка вышла. Против нее выступают «настоящие русские женщины» из Совета Федерации. Говорят, мы, русские, не такие. Но ведь одно дело, что там в Совфеде говорят, и совсем другое – что обычные русские женщины чувствуют.

И, сдается мне, чувствуют они примерно то же, что в заголовке этой колонки. Вот если бы от меня что-то зависело в этой стране, я бы в первую очередь запретила рекламу, которая засовывает в наши головы образы семей и женщин, не существующих в реальности. Может, тогда бы браков стало резко меньше, зато счастливых женщин и детей, которые выросли в нормальных, полных семьях, – больше.

Анна Букатова
обозреватель, радиоведущая