Уральский Афон, жемчужина Прикамья — Белогорский монастырь все более обретает первоначальный вид. Сейчас обитель разительно напоминает самое себя в 1917 году. Серьезный вклад в спасение крупнейшего архитектурного памятника Пермского края внесли энергетики «Пермэнерго». Как это было, вспоминает заслуженный энергетик России, директор Кунгурских электрических сетей Александр Трикоз.
— Первый раз я туда попал в начале 90-х годов. Ехал в село Калинино, по пути заехали в разоренную обитель. Была зима: холодина, ветер, снег. Там всё нараспашку. Поразило, как из монастыря съезжали очередные квартиранты — лечебное учреждение.
Даже когда с квартиры переезжаешь, стараешься оставить все после себя в порядке, а тут — полнейшее безобразие. Ну, наверное, еще вандалы приложили шкодливые руки.
Внутри храма было тогда установлено множество перегородок, разгорожены какие-то помещения. И все эти клетушки были порушены. Увиденное оставляло очень тягостное впечатление, чувствовалась какая-то обреченность и заброшенность величественного памятника архитектуры. Тут даже пропадало ощущение его массивности и объёма. Можно его в тогдашнем состоянии сравнить с руинами Сталинграда, местом духовной битвы Добра и Зла. И непонятно, что победило… Мы поднялись наверх, где был ободранный донельзя купол. И тут впервые стало понятно, как же здесь высоко…
В следующий мой приезд перегородки уже убрали, и открылся вид, стали чувствоваться колоссальные внутренние объемы архитектурного сооружения. Появилось эхо, стало ясно, что здесь конструктивно заложены все возможности для великолепной акустики.
Объём работ, конечно, здесь был неимоверный. Добровольцы начали вывозить мусор. Архитектор вверху лазал на веревках, проводились экспертизы — возможно ли что-то сделать со зданием, возможно ли вообще его восстановление. Но, конечно, все системные работы по реконструкции начались с нас.
Трудилась у нас тогда опытный специалист Валентина Кузнецова, в свое время в Кунгурских сетях она возглавляла службу распределительных сетей. Потом была инженером в производственно-технической службе. Она сделала всю необходимую документацию, проекты.
Ну, и конечно, многие сотрудники сдавали трудовые свои деньги на восстановление храма. Никто не оставался в стороне от благого дела. И «Пермэнерго» постоянно вносило свою лепту. Если не денежными средствами, то масштабными работами.
Энергетики построили линию 10 киловольт, установили новую трансформаторную подстанцию, подключили храм. Позже протянули еще почти километровую ЛЭП, смонтировали еще одну подстанцию — для водозабора. Третью соорудили для нужд промбазы. В 2006 году было обеспечено раздельное энергоснабжение промбазы и жилой зоны.
Плоды трудов
Сейчас энергетическое хозяйство монастыря, которое обслуживает коллектив Калининского участка производственного отделения «Кунгурские электрические сети» филиала ОАО «МРСК Урала» - «Пермэнерго», включает в себя четыре трансформаторные подстанции, более 20 километров линий 0,4—10 киловольт и разветвленную кабельную систему на самом подворье: между храмом, братскими корпусами, трапезной, другими помещениями.
В течение последних лет энергетики выполнили целый комплекс мероприятий, направленных на повышение надежности электроснабжения уральского Афона.
В частности, на воздушных линиях электропередачи 0,4—10 киловольт, идущих от подстанции «Калинино» до объектов обители, произведена замена обычного провода на современный самонесущий изолированный провод, устойчивый к ветровым и гололедным нагрузкам.
Энергосистема Белогорья обеспечивает монастырскому хозяйству все возможности для системного планомерного развития.
Труды энергетиков были вознаграждены. А Александр Трикоз еще в середине 90-х получил из рук Предстоятеля Русской православной церкви орден.
— Что еще мне памятно: в мае 1996 года Кунгур и Белогорский монастырь посетил Патриарх Алексий Второй. Встреча со Святейшим важна была для меня еще и потому, что мне вручили награду — орден преподобного Сергия Радонежского — с формулировкой «За восстановление вещественных святынь Русской православной церкви».
Несомненно, благие перемены ощущаются на Белой горе. Я думаю, что двадцатилетние усилия фонда «Белая гора» приносят достойные плоды. Патриарх Алексий во время встречи на Белой горе, обращаясь к людям, восстанавливающим обитель, сказал, что не любит слова «меценаты». Святейший назвал всех нас благотворителями. Я думаю, что между этими понятиями есть тонкие различия.
Я видел много храмов Прикамья и участвовал в восстановлении ряда из них. Всегда вначале было ощущение, что проще заново построить, чем спасать то, что осталось — настолько «тяжелые» это были объекты. Но ведь это наша память, и останавливаться нельзя, надо продолжать. Я часто бываю на Белой горе, и если сравнить то, что я увидел впервые, и то, что есть сейчас, — это преображение исторического архитектурного памятника: от «мерзости запустения» до истинного облика, каким он был, наверное, в 1917 году.
Свет Белогорья и свет электрический
Но время не стоит на месте. И год тому назад были предприняты масштабные шаги по формированию нового светового образа Крестовоздвиженского собора Белогорского монастыря — крупнейшего культового сооружения Пермского края. Пермская компания, профессионально и весьма успешно занимающаяся созданием современных высокотехнологичных осветительных систем, решила выполнить эту задачу на благотворительной основе.
Команда проектировщиков столкнулась со сложностями цифрового моделирования света, решением стало использование трёхмерной модели Крестовоздвиженского собора. Созданная 3D-модель позволила учесть все архитектурные особенности здания. Основная задача состояла в сохранении гармоничности вечернего образа храма. Для этого было выбрано классическое для культовых сооружений равномерное белое освещение.
В общей сложности вокруг собора установлено 10 опор освещения высотой пять и восемь метров, 33 светодиодных уличных светильника, которые расположены по периметру и обеспечивают достаточную яркость и однородность света. За счёт разных точек нацеливания светильников были сделаны акценты на общие силуэтные элементы и верхние зоны здания.
В результате были достигнуты главные цели проекта — визуальное совершенствование образа всего монастырского комплекса, повышение надёжности системы освещения и обеспечение энергоэффективности. Новая система освещения соответствует профессиональным требованиям, предъявляемым к архитектурной подсветке зданий, и одновременно экономит порядка 60 процентов электроэнергии.
Увидеть новую подсветку фасада собора можно с расстояния более 12 километров. Свет подчёркивает впечатляющую архитектуру собора, придаёт его облику еще более торжественный вид. Новая система освещения стала достойным вкладом в масштабную программу реставрации и восстановления монастыря, которую фонд «Белая гора» ведет в течение 20 лет. И намерен вести и далее — с божьей помощью и при содействии добрых и достойных земляков!
Текст и фото: Алексей Субботин