Спектакль поставлен по пьесе современного белорусского драматурга Константина Стешика (1979 г. р.) – драматурга, сценариста, лауреата известных драматургических фестивалей и конкурсов.
Константина Стешика во многом открыл Hикoлaй Koлядa: пьеса белорусского драматурга «Мужчина – Женщина – Пистолет», прозвучала на организованном Koлядoй Международном конкурсе молодых драматургов «Евразия» в 2005 году. С тех пор произведения Стешика не сходят со сцен театров Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Тюмени, Калининграда, Минска, Ростова-на-Дону и других городов. В пермском камерном театре «Новая драма» есть спектакль «Летели качели» в постановке Марины Оленёвой.
Пьесу «Мороз» Константин Стешик написал в 2022 году. Два друга похитили из морга тело третьего, чтобы похоронить его так, как он хотел. В результате их машина сломалась, и вот два живых человека и один мёртвый остались посреди снежного пространства наедине с лютым морозом и сложным выбором…
– Как правило, я не делюсь своей "кухней", потому что считаю, что искать смыслы – это задача зрителя, – отвечает на вопрос о замысле «Мороза» драматург. – Я задал важные для меня вопросы в этом тексте, может быть, даже самые важные. Всё остальное – на совести "интерпретаторов"».
– Константин Стешик написал абсолютно гениальный, сильный, невероятно зримый текст. Текст, в котором хочется произнести каждое слово, – говорит Борис Мильграм. – Текст, который и является главным действующим лицом нашего спектакля. Для меня это пьеса о том, как в каждом из нас сочетается долг и желание жить. Долг, выполнение которого требует иногда твоей жизни, и жизнь, которая хочет порой отменить долг. Это трагическое, страшное столкновение... Что важнее? Что сильнее? Чему ты посвящён? Что выбираешь? Правильных ответов не существует. Я поместил камерную по своему определению пьесу «Мороз» в большое пространство, чтобы зрители смогли погрузиться в огромный внутренний мир персонажей, которые переживают невероятную по своей сложности и неразрешимости историю...
В «Морозе» Театра-Театра заняты пять артистов: Альберт Макаров (тенор), Александр Гончарук и Александр Аверин разыгрывают текст К. Стешика; Дарья Копылова (сопрано) в дуэте с Альбертом Макаровым (тенор) и Анна Иванчина (рояль, кельтская арфа) исполняют музыкальный материал, вплетенный в драматическую ткань спектакля. Зрители увидят на сцене не совсем привычных персонажей: актёры как будто ничего не разыгрывают, ничего не окрашивают эмоциями, у них необычная пластика.
Классический реквием, исполняемый на русском и латинском языках под звуки арфы плюс минималистичный видеоряд придают инфернальность происходящему. Хореография, придуманная Дамиром Сайрановым, тоже минималистична.
По словам художницы Ольги Шаишмелашвили, в тексте К. Стешика ценно переосмысление героя античной трагедии, который должен противостоять судьбе и богам:
– Два героя ведут ожесточённый спор на грани смерти, и я понимаю логику каждого из них, не зная, как бы поступила я. Этот выбор, эта борьба удерживает моё внимание на протяжении всей пьесы. Меня вдохновил текст; буквально при прочтении нарисовалась трёхчастная композиция. Мы постарались максимально очистить пространство и фигуры людей от быта и адресности, чтобы ничто не мешало поэтике формы.
В конце июля в ТТ прошло два открытых предпоказа спектакля «Мороз», и новую постановку уже смогли оценить первые зрители. В рамках премьерной серии после каждого показа, кроме показа второго ноября, в фойе театра пройдут открытые обсуждения спектакля с режиссёром Борисом Мильграмом.