Побывать в Ординском районе и не пообщаться с камнерезами и крупнейшим в России месторождением селенита то же самое, что съездить в Москву и пройти мимо Красной площади. Собственно, ООО «Уральский камнерез» в селе Красный Ясыл является единственным промышленным предприятием района, продукция которого тем не менее разносит славу ординских мастеров по всей стране. В советские времена это был целый комбинат, сегодня количество цехов сократилось, но «центром компетенций» оно осталось.
Но самое главное — вокруг предприятия продолжает жить «школа мастеров», передающая свои навыки из поколения в поколение. Шутка ли — камнерезное ремесло в Ординском районе существует уже 150 лет, а изделия из мягкого камня, добытого на берегах реки Ирень, сейчас можно встретить во всех крупных музеях страны.
Сами камнерезы-индивидуалы называют Красный Ясыл «городом мастеров», и они недалеки от истины. В расположенной перед въездом в Красный Ясыл авторской мастерской «Арт-Скай», принадлежащей московской компании «Герда-Скай», занимаются уже не фигурками для широких масс, а малой скульптурной формой, образчики которой разбежались по небольшому саду перед входом в уютный коттедж, в котором работают всего три резчика плюс руководство.
Как объяснил руководитель мастерской Анатолий Вахрушев, главным инструментом у них служат стамески и рашпили особой формы, которые сами по себе являются штучным товаром. Во всяком случае, в Красном Ясыле остался последний мастер, знающий, как их делать.
Разумеется, продукция таких резчиков, работающих по индивидуальным заказам, и стоит дороже, и в смысле художественного мастерства стоит на порядок выше. Но к «Уральскому камнерезу» никаких претензий нет — по словам Вахрушева, у него своя ниша, массовая, а у индивидуалов — элитная.
Напоследок мы побывали в гостях у одного из таких мастеров, Сергея Нечаева, которому как раз в этот день присвоили звание «Народный мастер Пермского края». Сам он родом из Тверской области, но осел здесь именно потому, что подобной творческой ауры нет ни в каком другом месте. Селенита в его мастерской мы не увидели вообще — только более твёрдый ангидрид и кальциты разных цветов. Частные элитные заказчики теперь предпочитают более твёрдые разновидности всё того же гипса.
Текст: Алексей Клочихин
Фото: Владимир Бикмаев