Основы управления заложили «любители».
В этом году исполняется 30 лет с момента образования в Перми представительного органа власти в постсоветской России. Городской парламент за сравнительно небольшой период времени значительно эволюционировал. Дума училась взаимодействовать с жителями и органами власти других уровней, чтобы решать насущные проблемы и определять направления развития города. О том, как все начиналось, сегодня вспоминает депутат первого думского созыва – Сергей Яковлевич Вагин.
Выборы в Пермскую городскую думу первого созыва проходили в марте 1994 года, а 7 апреля депутаты приступили к работе. Стоит вспомнить хотя бы несколькими штрихами особенности исторического периода тех лет.
В 1994 году Россия подключилась ко всемирной Сети, была официально открыта доменная зона «.ru» и появился Рунет. Граждане начали массово осваивать зарубежные поездки: выездные визы отменили, началась свободная выдача загранпаспортов. В стране плодились финансовые пирамиды, самой известной и крупной из которых была «МММ». Появились обманутые вкладчики.
В Перми, как и везде, шел процесс передачи государственных предприятий в частную собственность. В повседневную жизнь вошло понятие приватизации. Одновременно росла безработица, а на тех заводах, которые еще дышали, копились долги по зарплате. В организациях бюджетной сферы ситуация была не лучше. Горожане выходили на митинги. Ухудшалась криминогенная обстановка.
К тому времени в столице уже произошел кризис власти, когда в 1993 году президент Борис Ельцин объявил о роспуске Верховного Совета. Это привело к вооруженным столкновениям и атаке Белого дома.
Тогда в стране стартовала реформа органов власти. Прежние Советы народных депутатов были упразднены. Пришло время создавать новую управленческую структуру, в том числе в муниципалитетах. Так появился представительный орган власти в Перми, получивший дореволюционное название – дума.
Сергей Вагин, депутат Пермской городской думы первого созыва:
– В первый состав Пермской городской думы вошли 14 депутатов. Это были специалисты из разных сфер: медицины, образования, спорта, бизнеса, милиции. Меня избрали как представителя органов внутренних дел, поскольку я в то время руководил РУВД Свердловского района. Работали мы все на общественных началах, у каждого было основное место работы. Политиков, которые занимались бы только думской деятельностью, среди нас не было.
Собирались мы еженедельно, по вторникам. Продолжительность работы зависела от количества вопросов. Рассматривали, например, установление городских налогов и сборов, которые, к сожалению, поступали в городской бюджет очень нерегулярно. И это отражалось на благосостоянии Перми. Не только на качестве уборки снега, благоустройстве, но и на экономике города в целом. Поскольку зарплату платили на предприятиях нерегулярно, то, конечно, руководители выбирали из двух зол меньшее – предпочитали выдать зарплату сотрудникам, чем платить налоги в город.
Как вспоминал директор АО «Инкар» (ныне «ОДК-Стар») Юрий Антонов, это время для руководителей было настоящим вызовом. Приходилось искать выход из сложнейших ситуаций.
– Представьте, мы на полгода отставали в зарплате. Мы же государственные были. Нам заказывало все именно государство. Мы выполняли свои обязательства, а государство прекратило платить. Потом выручили нас в этом деле заграничные заказы. Слишком много всего потребовалось Китаю и Индии. И мы сразу воспряли духом. За три недели выплатили сотрудникам объем зарплаты, который набежал за шесть с половиной месяцев, – рассказывал Юрий Антонов.
Думцам пришлось сходу брать в свои руки управление городскими финансами и муниципальной собственностью. В документах архива города Перми говорится: «Нередко в тот период депутаты принимали решения о налоговых льготах. Они касались как предприятий Перми, так и отдельных граждан, которые из-за многомесячных задержек зарплаты не имели средств на оплату налога на приватизацию жилья или земельного налога на садовый участок».
В середине 1990-х годов происходило и формирование Законодательного собрания Пермской области. Тогда народным избранникам разрешалось работать в нескольких органах представительной власти. Так, к примеру, Юрий Трутнев и Владимир Зотин одновременно являлись депутатами городской думы и областного Заксобрания. В обоих органах власти шла работа над формированием бюджета и Устава региона и города.
Сергей Вагин:
– И Законодательное собрание, и Пермская гордума учились работать, приобретали свои полномочия и свой статус. Для нас в думской работе все было новым. Всему приходилось учиться с нуля. Мы общались с населением регулярно. И, конечно же, интересовались, что нужно думе, чтобы было все на должном уровне. Отзывы были разные. Нас, понятное дело, не хвалили. Но особо и не хаяли. Мы, помимо всего прочего, занялись тогда разработкой Устава Перми – основополагающего документа. В нем постарались прописать и основные исторические факты, и статус органов местного самоуправления. Наш город особый, как и любой другой. Своя территория, свои проблемы, свой менталитет. С трудом шло принятие этого Устава. Но тем не менее мы с этим справились. Теперь уже можно это сказать, не хвастаясь.
В дальнейшем Устав города менялся. Поправки отражали изменения в федеральном законодательстве, уточняли взаимоотношения между думой и Законодательным собранием региона, администрацией города и области, а затем – края.
Городской думе совместно с мэрией приходилось с ходу разбираться в управлении финансами и муниципальной собственностью, решать вопросы содержания коммунального хозяйства, которое раньше принадлежало заводам. Закупать продовольствие и лекарства, заниматься помощью малоимущим горожанам, устанавливать городские налоги и сборы.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, пермяки тогда протянули руку помощи жителям Сахалина. Там в 1995 году произошло небывалое по мощности землетрясение. Сильнее всего пострадал поселок городского типа Нефтегорск. В нем погибло больше 2000 человек, сотни получили ранения. Значительная часть зданий была разрушена. Помощь пострадавшим оказывали многие российские города, и депутаты Пермской гордумы в июне 1995 года проголосовали за выделение из резервной части городского бюджета 250 млн рублей для оказания помощи жителям Нефтегорска.
Интересно, что в Пермской городской думе с каждым годом становилось все больше депутатов-женщин. Так, в третьем созыве их было шестеро, а в четвертом – девять. Как вспоминают их коллеги-мужчины, женщины не только прекрасно справлялись с вопросами социальной защиты, культуры и местного самоуправления, но и играли другую важную роль: одним своим присутствием часто сглаживали напряженную обстановку, возникающую в ходе особо ярких дебатов.
Пермскую думу 1990-х годов называли «командой любителей». Тем не менее именно эти «любители» наметили основные направления в работе думы, обозначили стратегически важные цели в развитии города. На заложенных в те годы нормативно-правовым основах наш город работает и по сей день.
Юлия Зыкова
Депутаты первого созыва Пермской городской думы. Фото: архив Пермской городской думы