СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
15.01.2025
16+
Архив

Министр агропромышленного комплекса Пермского края Павел Носков: Мы упростили механизм поддержки аграриев

Министр агропромышленного комплекса Пермского края Павел Носков: Мы упростили механизм поддержки аграриев
Министр агропромышленного комплекса Пермского края рассказал о мерах поддержки сельхозпроизводителей и цифровизации отрасли.

Министр агропромышленного комплекса Пермского края рассказал о мерах поддержки сельхозпроизводителей и цифровизации отрасли.

– Павел Алексеевич, какие отрасли агропрома Пермского края получают наиболее существенную поддержку? Понятно, что Прикамье – не Краснодарский край, яблоки в таких объемах мы не можем выращивать. Значит, у нас другие приоритеты?

– Абсолютно верно. Для нас доминирующая отрасль – это молочное животноводство. Производство и переработка молока – основной драйвер, который развивает агропромышленный комплекс Пермского края. Животноводство является и основным заказчиком для отрасли растениеводства. Можно сказать, что главные растениеводы – это животноводы, собственники молочно-товарных ферм, которые обрабатывают поля и выращивают корма для своих животных.

– В то же время есть и много других направлений агропрома: птица, овощи в теплицах и многое другое. На какие меры поддержки могут рассчитывать в Пермском крае все те, кто хочет заниматься сельским хозяйством?

– Меры поддержки делятся по категориям получателей. Одна группа – те, кто только начинает и планирует свою деятельность в сельском хозяйстве. Вторая группа связана с развитием действующего производства. Третья группа мер предназначена для действующих предприятий на текущую деятельность и инвестиционные цели: приобретение техники, реализацию инвестпроектов. Всего действует более 30 мер поддержки. На их финансирование направляются средства как федерального, так и регионального бюджетов. Так вот, если посмотреть на региональную составляющую, то мы увидим, что она существенна.

– Действительно, мы видим знаковые изменения в отрасли: в числе российских лидеров – наше направление животноводства, значительно растут объемы производства овощей. Эти достижения – результат каких-то определенных действий или мы просто внезапно это заметили?

– Конечно не внезапно. Наш АПК растет темпами выше общероссийских: по молоку прирост четыре-пять процентов, тогда как по России – три процента, по овощам – вообще в два раза за счет старта работы в прошлом году крупного тепличного комплекса. Это результат той работы, которую мы вели на протяжении последних лет.

Во-первых, это тот самый широкий и финансовоемкий перечень мер господдержки отрасли, о котором я говорил.

Во-вторых, мы упростили сам механизм получения поддержки. Создали подведомственное учреждение – ГКУ «Центр развития агробизнеса». Оно работает в режиме одного окна. Раньше заявки от сельхозпроизводителей принимали сами сотрудники министерства. Они одновременно занимались текущей работой, и для всех такой процесс создавал дискомфорт. Сейчас четыре-пять человек в центре занимаются только приемом и обработкой заявок. В центре есть гостевые компьютеры, на которых можно заполнить документы, внести правки в имеющиеся. Процесс подготовки документов стал проще, ошибок в них – меньше. Сам механизм предоставления поддержки менее сложный.

По поручению главы региона Дмитрия Николаевича Махонина мы изменили график предоставления субсидий, привязав их к графику работ самих производителей. Например, сейчас – период активной подготовки к посевной. Поэтому сегодня уже более 30 процентов всех средств поддержки на счетах производителей. Основные направления компенсируемых затрат на посевную: семена, ГСМ, ремонт техники, приобретение запчастей и комплектующих.

– 30% – это сколько в деньгах?

– Почти миллиард. Общий объем средств, направляемых на поддержку АПК и развитие сельских территорий – порядка 3,5 млрд рублей.

– Означает ли рост производства и увеличение количества занятых в АПК?

– Когда мы говорим об инвестициях, должны понимать, что они не всегда приводят к увеличению количества рабочих мест. Да, открытие в Чусовом тепличного комплекса обеспечило 500 человек работой. Но есть и другие примеры, когда внедрение новых технологий, автоматизации производства, покупка более производительной техники приводят к снижению числа людей, занятых на производстве.

– Как тогда сделать выбор, кого поддержать – высокотехнологичное предприятие, где работает несколько десятков специалистов, или обычный совхоз, где работает 100-200 человек?

– Это действительно сложный вопрос. С точки зрения эффективности развития отрасли – лучше поддержать более технологичные предприятия. С социальной точки зрения – надо подходить с позиции числа рабочих мест. Наша задача сделать так, чтобы в одном населенном пункте работало по десять высокотехнологичных производств, чем одно с сотнями сотрудников, но с устаревшими подходами.

– В Пермском крае действует система грантов для начинающих предпринимателей в отрасли сельского хозяйства. Как можно получить такой грант и на что они могут рассчитывать?

– Поддержка агростартапов – востребованная мера поддержки. Для участия в отборе на предоставления гранта даже не нужно регистрироваться в качестве ИП или крестьянско-фермерского хозяйства. Достаточно подготовить проект, который запланирован к реализации, предоставить его в Центр развития агробизнеса – структуру, которая в нашем министерстве рассматривает такие заявки. Затем защитить его перед комиссией.

Совсем недавно был проведен такой отбор, и 22 проекта начинающих предпринимателей получат господдержку. Сумма гранта – вполне достаточна для старта, она составляет до 3 млн рублей. При этом инициатор проекта должен подтвердить наличие лишь десяти процентов от необходимой суммы, остальные 90% предоставляет край.

Важно, чтобы проект был реализуем именно в том временном горизонте, на который он рассчитан. Все показатели бизнес-проекта привязываются к дальнейшей отчетности. Мы контролируем ход реализации проекта, нам важно, чтобы все шло так, как планировалось. Вместе с тем мы понимаем, что возможны изменения: цены выросли или наоборот, на практике нашлось более выгодное решение. Специальная комиссия рассматривает такие случаи, и если изменения объективные – идем навстречу.

– В одном из интервью вы отмечали, что приоритет отдается проектам, которые есть не просто в презентации или бизнес-плане, но уже начаты. Это так?

– Верно. Конкурсная комиссия учитывает, если проекты уже находятся в стадии реализации. Мы видим, что организатор понес определенные затраты, накопил опыт, формируется команда проекта. Конечно, такие проекты выглядят более реализуемыми, чем те, которые пока просто находятся на бумаге.

– Приходилось слышать мнение о том, что сегодня есть сложности с закупкой техники. Раньше покупали европейскую, а сейчас из-за ограничений появились проблемы. Вы замечаете эти сложности?

– Давайте посмотрим на цифры. Недавно Минсельхоз РФ подготовил аналитику по всем регионам. Мы смотрели на статистику ПФО, и там Пермский край за прошлый год занял первое место с приростом 20 процентов по приобретению тракторной техники. Возможно, тут есть эффект «низкой базы», но говорить о том, что количество техники снизилось – точно не получится. И этот прирост произошел, в том числе, благодаря изменению подходов к субсидированию. В прошлом году мы сделали единую субсидию на приобретение техники в лизинг. Предприятия же сами выбирают, какую технику – отечественную или импортную – им приобрести: в зависимости от опыта, наличия квалифицированных сотрудников и т. д. Мы, конечно, отдаем предпочтение отечественной технике.

На прошедшем недавно форуме агротехнологий Пермский край заключил с Россельмашем соглашение о сотрудничестве. Нам важно, чтобы на наш регион были лимиты на технику, чтобы сократить период ожидания сельхозпредприятиями ее получения. Мы стараемся создать для наших производителей максимально выгодные условия, насколько это возможно. Сегодня действует уже три таких соглашения: с Гомсельмашем (Белорусь), Россельмашем и Петербургским тракторным заводом.

– Почему сами предприятия заинтересованы в таких соглашениях?

– Любое предприятие заинтересовано в том, чтобы спрос на их продукцию рос. Когда мы рассказываем нашим предприятиям о том, что есть такие производители техники, они предоставляют определенные льготы – такие предложения потенциальные покупатели рассматривают более внимательно.

– Наличие техники – это одно. Но нужно уметь с ней работать. Где взять людей, как решается проблема квалифицированных кадров?

– Такие люди, безусловно, есть. Мы видим сегодня, что сельхозпроизводство становится все более технологичным. Соответственно, меняются и запросы по отношению к тем, кто идет туда работать. Чтобы это понять, достаточно посмотреть на стоимость современной сельхозтехники. Есть трактора, которые стоят 10-15 млн рублей и дороже. Есть комплексы оборудования ценой в 100-150 млн рублей. Конечно, такое оборудование требует квалифицированного обслуживания и управления.

Например, агроколледж в Бершети. Здесь создано современное пространство для подготовки будущих сотрудников предприятий АПК. Есть самая современная техника, много компьютеров, симуляторов по управлению и проведению ремонта. Причем представлена именно та техника, которая уже сегодня используется в предприятиях АПК. У нас работает проект «Профессионалитет» по сотрудничеству предприятий и профильных учреждений образования. Предприятие вкладывает средства, в том числе – предоставляя технику и оборудование для обучения. Фактически тем самым они готовят своих будущих сотрудников.

Работодатели в сельском хозяйстве сегодня находятся в ситуации конкуренции за квалифицированные кадры. Высокий спрос на инженеров, айтишников, и этот спрос постоянно растет. Поэтому молодежь, которая заканчивает профильные вузы или профильные учреждения среднего образования, имеет хорошие перспективы устроиться на современное агропредприятие.

– Вы упомянули айтишников. Означает ли это, что уровень цифровизации в сельском хозяйстве растет?

– Да, и он довольно высок. Работает множество информационных систем в производстве и переработке молока, в реализации зерна (например, ФГИС «Зерно»). Есть «цифровое земледелие», где все контуры сельхозземель занесены в информационные системы. В отрасли работают десятки информационных продуктов.

Вместе с тем мы хотим, чтобы и наше взаимодействие с предприятиями агропрома было максимально комфортно для них. Сейчас тестируем, а со следующего года надеемся запустить в работу систему, которая позволит в электронном виде получать заявки на субсидии от сельхозпроизводителей региона, рассматривать и подтверждать финансирование в онлайн-режиме. Сегодня заявки готовятся на бумаге, люди из других муниципалитетов вынуждены тратить время и средства на дорогу в Пермь. Мы хотим упросить и ускорить это взаимодействие.

– Могут ли, в свою очередь, высокотехнологичные компании получить поддержку, чтобы вместе с сельхозпредприятиями активно внедрять цифровые решения?

– Здесь все решает обычное правило экономики. Если эффект от того или иного решения есть – оно и без мер поддержки будет внедрено. Оно будет экономить средства сельхозпроизводителей и давать зарабатывать высокотехнологичным компаниям.

– Последний вопрос – обывательский. Мы все бываем в магазинах и замечаем, что картофель у нас из Египта, помидоры из Турции и Израиля, огурцы из других регионов и так далее. Бывает обидно за наших производителей. Можно ли сделать так, чтобы их продукция чаще попадала на прилавки магазинов Прикамья и как пермяки могут найти пермскую фермерскую продукцию?

– Разделим вопрос на две составляющие. С одной стороны, торговые сети решают сами – что им дешевле и удобнее по логистике. У них свое понимание логики продаж, где и какой товар более востребован, диктовать им чем торговать мы не можем. Но мы прекрасно видим, что наши производители тоже хотят продавать продукцию в своем регионе. Для этого регулярно проводятся ярмарки сельхозпродукции, произведенной в нашем крае. Они проходят под единым брендом «Покупай пермское». Такие ярмарки востребованы как у покупателей, так и у продавцов. Очень часто какой-то производитель попадает на такую ярмарку и уже по итогам первых дней продаж просит записать его на все дни, потому что идет хорошая реализация, предприятия видят высокий эффект.

Валерий Мазанов