СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
26.12.2024
16+
Архив

Власти Прикамья смягчают правила работы киосков 

Власти Прикамья смягчают правила работы киосков 
Заксобрание Прикамья в первом чтении приняло изменения в законы об административных правонарушениях и градостроительной деятельности Пермского края.

Заксобрание Прикамья в первом чтении приняло изменения в законы об административных правонарушениях и градостроительной деятельности Пермского края.

Изменения частично смягчают принятые в марте 2021 года требования к размещению и работе нестационарных торговых объектов (НТО). Когда (и если) закон будет принят окончательно, он, по сути, отменит обязательные «паспорта благоустройства» и штрафы за несоблюдение соответствующих требований. В современных экономических условиях это заметный шаг краевых властей и законодателей навстречу малому бизнесу.

Одобренный в первом чтении законопроект фактически отменяет регулирование установки киосков на придомовых территориях через систему повальной паспортизации благоустройства дворов.

Из закона удаляются пунк­ты, которые привязывали возможность установки нестационарных торговых объектов (НТО) на придомовых территориях к наличию полного комплекта основных элементов благоустройства – таких, как детские и (или) спортивные площадки, площадки-скамейки для отдыха, озеленение, тротуары, внутренние проезды.

В случае принятия изменений в окончательном чтении размещать нестационарные торговые объекты можно будет на придомовой территории без обязательного наличия паспорта благоустройства и наличия «основных элементов» (тротуары, освещение, стоянки и др.).

Изменения в закон об административных правонарушениях предполагают и отмену штрафных санкций за несоблюдение соответствующих требований. Для этого предлагается исключить статью 6.11.1 «Ненадлежащее размещение объектов и (или) элементов благоустройства» из закона об административных нарушениях.

То есть больше не будет штрафов за размещение киосков на придомовых территориях без оформления паспорта благоустройства территории или установку НТО вне места, установленного паспортом. При этом остается в силе статья, согласно которой муниципалитеты сами устанавливают правила благоустройства территорий, а также остаются в силе штрафы за нарушение этих правил.

Комментируя необходимость изменений краевого законодательства, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Пермском крае Павел Новосёлов отмечал, что еще на этапе обсуждения и принятия этих правовых норм возникали споры о возможности их применения на практике: «Владельцы НТО указывали на размытость и сложность формулировок, что порождало разное их толкование как со стороны представителей власти, так и бизнеса. В итоге точку в этом споре поставил суд. Что будет принято в дальнейшем для регулирования правоотношений в сфере НТО сейчас сказать сложно, но совсем без регулирования она вряд ли останется, так как в этой сфере пересекаются интересы и бизнеса, и власти, и жителей, и гостей города».

В своем докладе на мартовском пленарном заседании Законодательного собрания Пермского края Павел Новосёлов отметил, что проблема размещения НТО – системная и очень сложная для правового регулирования.

– Среди основных проблем, волнующих предпринимателей, – слишком жесткие требования к внешнему виду НТО и их конструктивным элементам, сокращение мест для размещения НТО, включенных в схему, отсутствие механизма согласования НТО, выполненных по индивидуальным проектам. При этом на федеральном уровне в течение 2021-2022 годов был принят ряд рекомендаций и мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства в сфере нестационарной торговли. В качестве решения предлагается смягчение требований к внешнему виду НТО, которые располагаются за пределами центрального планировочного района Перми. Стоит рассмотреть возможность размещения НТО, выполненных по индивидуальным проектам. При необходимости изменений требований к внешнему виду следует предусмотреть «переходный период», необходимый для выполнения требования властей. Наконец, предлагается предусмотреть систему льгот и преференций для местных товаропроизводителей при предоставлении мест под размещение НТО, – подчеркнул Павел Новосёлов.

Конфликт вокруг правил размещения и внешнего вида киосков и павильонов длится в Перми уже много лет. Для мэрии киоски остаются видимым символом «хаоса 90-х». Стремление горадминистрации к порядку можно только приветствовать. Но на этом пути должны быть разумные ограничения, не дающие зарегулировать деятельность НТО.

Владельцы киосков и хозяева придомовых территорий видели в этом блокировку свободного распоряжения частной собственностью и, как следствие, потерю доходов. Стороны неоднократно встречались на переговорных площадках и в судах, но найти баланс не могут.

Напомним, в 2021 году регуляторы ввели паспорта благоустройства. Депутат краевого парламента Юрий Борисовец тогда объяснял: «Предлагаем поделить территорию двора на основную и дополнительную. На основной – необходимые вещи: детская площадка, парковка. И если кроме основной территории остается еще и дополнительная, то на ней можно расположить и НТО. Если дополнительной территории нет – значит нет».

Политик предположил, что при реализации проекта могут возникнуть трудности из-за нюансов в вопросе сопряжения полномочий разных ветвей власти разного уровня. Если где-то случался сбой, благие намерения приводили к неуместным результатам.

В итоге оказалось, что проект дает чиновникам возможности для предельно широкого толкования положений нормативных актов и допус­кает ограничение прав собственников.

Кроме того, свои коррективы вносят новые вызовы, с которыми столкнулась вся страна. Экономическая ситуа­ция и федеральная стратегия предполагают движение навстречу малому и среднему предпринимательству (ПСП), в том числе в сфере торговли. В январе текущего года Минпромторг РФ выдвинул неожиданную инициативу: дать возможность ставить киоски около торговых центров.

Письмо с таким предложением было разослано региональным руководителям за подписью министра промышленности и торговли, вице-премьера Дениса Мантурова. По мнению главы ведомства, подобная мера позволить создать условия для сбыта отечественной продукции, в том числе фермерской. И реализовать выпущенное еще в начале 2021 года распоряжение правительства «О мерах обеспечения продовольственной безопасности, стимулировании предпринимательской активности и расширении возможностей сбыта» российских товаров.

В письме Денис Мантуров перечислил тех предпринимателей, которым стоит предоставить места под НТО: производители сельскохозяйственных и продовольственных товаров, а также фермеры, представители текстильной промышленности, включая производителей одежды и обуви.

Предложение Минпромторга вызвало дискуссии в предпринимательской среде. Но речь идет о технических спорах. Тенденцию на поддержку МСП и мелкорозничной торговли никто не оспаривает. По сути, рассматриваемый сегодня на краевом уровне законопроект выдержан в русле новых федеральных тенденций.

В связи с этим крайне свое­временным выглядит недавний уход с поста вице-мэра Перми Виктора Агеева, который являлся одним из главных идеологов регулирования НТО. Это повышает шансы на компромисс между желанием бизнеса работать и стремлением мэрии не допустить беспорядочный киосковый бум в краевой столице.

Внесение законопроекта в Заксобрание означает, что краевые власти тоже осознают – сфера НТО требует более гибкой позиции. Власти региона стремятся сбалансировать задачи мэрии с интересами предпринимательского сообщества. Это соотносится и с общефедеральными установками, и с задачами поддержать бизнес в условиях новых экономических реалий.

Алексей Смолин