СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
15.09.2024
16+
Архив

Интервью: Министр агропрома Прикамья Павел Носков – об итогах года и перспективах отрасли

Интервью: Министр агропрома Прикамья Павел Носков – об итогах года и перспективах отрасли
Инвестиции – уверенность в будущем

Инвестиции – уверенность в будущем.

Каждый житель Прикамья со школьной скамьи знает, что наш регион – зона рискованного земледелия. Однако и в нашем климате сельское хозяйство может быть выгодным бизнесом, а в отрасли можно сделать неплохую карьеру. Выстроенная в Прикамье система поддержки аграриев и работа по привлечению в сельское хозяйство кадров делает село перспективным местом для работы и жизни. Об этом говорят и итоги уходящего 2023 года, которые подводит министр агропромышленного комплекса Пермского края Павел Носков.

Деньги для села

– Павел Алексеевич, наверняка в 2023 году в отрасли произошло очень многое, но давайте попробуем составить ТОП-3 достижений уходящего года?

– Весь 2022 год мы активно занимались решением задачи, которую нам поставил губернатор Дмитрий Махонин: сделать так, чтобы субсидии предприятиям агропромышленного комплекса поступали как можно раньше. При кажущейся простоте добиться этого было непросто, поскольку требовалось множество изменений в каждый порядок предоставления субсидий. И вот в 2023 году мы увидели результат: еще до начала посевных работы мы довели до производителей более трети всех установленных мер поддержки.

Представители отрасли говорят, что раньше такого не было. Субсидии начинали выдаваться в конце весны, летом, часть – осенью. К началу посевной нужно было кредитоваться, закладывать в затраты проценты по кредитам и потом уже разбираться с субсидиями. Сейчас предприятия во многом избавлены от этих проблем.

Второе: мы увидели эффект от мер поддержки по лизингу, что для нас очень актуально. Когда в этом году мы собирались с коллегами из ПФО на совещание федерального министерства, увидели, что Пермский край по тракторной технике – основной, которая используется в сельском хозяйстве, – занял в округе первое место по темпам обновления. Из 14 регио­нов 12 снизили эти темпы, а мы не только не снизили, но и повысили на 20 процентов.

Это тоже результат решения по изменению правил субсидирования техники, которое принял губернатор. В этом году мы нарастили объемы по компенсации лизинга, достигнув рекордных 240 млн руб­лей. По отзывам сельхозпроизводителей и работающей в этом секторе компании «Росаг­ролизинг», темпы и динамика очень позитивные.

Наконец, третье: 2023 год стал очень многообещающим в плане инвестиций в агропром Прикамья. Две птицефабрики сменили собственников. На птицефабрику «Пермская» зашел холдинг «Агросила» из Татарстана, на «Комсомольскую» – башкирский холдинг «Таврос». Нас порадовало, что оба инвестора серьезно нацелены на развитие и рост.

Птицефабрика «Пермская» уже презентовала свою программу развития и увеличения объемов производства, строительства новых птичников и т. п. Ожидаем роста объема производства уже в ближайшие годы. Новый собственник птицефабрики «Комсомольская» в ноябре встречался с губернатором и тоже рассказал об инвестиционных планах. Эта фабрика сегодня производит 50 процентов всего яйца в Пермском крае, и их намерения – вырасти еще.

– В последнее время в агропроме Прикамья большое внимание уделялось развитию молочного животноводства. Сегодня мы можем говорить о результатах?

– Молочное животноводство – это основная наша сфера, и в этом году мы видим хороший прирост по молоку. Если говорить только о сельхозорганизациях, даже не включая крестьянско-фермерские хозяйства, то рост – 6,9 процента. Мы обгоняем среднероссийские показатели – 5,6 процента, и это при том, что конъюнктура по молоку в этом году была не лучшей: цена проседала и только к концу года начала отыгрывать. Тем не менее крупные инвесторы, которые хотели развиваться в этом направлении, своих планов не меняют, и это очень хорошо.

– Не секрет, что во многих сферах существенную поддержку оказывает привлечение средств федерального бюджета. В АПК такие возможности существуют?

– Конечно. Ключевое направление для нас – это программка комплексного развития сельских территорий. Средства идут на улучшение качества жизни людей на селе. В этой программе высший пилотаж – когда комплексная заявка муниципалитета получает финансирование. Средства исчисляются сотнями миллионов рублей, они направляются на обновление инженерной, социальной инфраструктуры. В прошлом году у нас выиграли две заявки – села Барда и Юсьва, объем привлеченных федеральных средств составил порядка 440 млн рублей. В этом году мы подготовили заявку, которая заняла первое место по всей стране. Это снова проект развития села Барда, очень объемный, он будет реализовываться в 2024-2025 годах.

– Как финансирование проектов по модернизации социальной и инженерной инфраструктуры связано с развитием агропромышленного комплекса?

– Напрямую. Средства направляются в те территории, где есть потенциал в развитии производства. В числе критериев заявок – объемы сельхозпродукции, увеличение числа рабочих мест и т. д. В той же Барде, например, нет крупных производств, но есть много крестьянско-фермерских хозяйств, которые показывают хорошую динамику.

– Сколько бы не было денег, как бы быстро они не доходили до получателей – средства всегда ограничены. Как вы распределяете приоритеты?

– На мой взгляд, Пермский край нашел оптимальный баланс между поддержкой текущей деятельности и инвес­тиционной составляющей. У нас очень достойные меры текущей поддержки, когда мы субсидируем литр молока или гектар обрабатываемой пашни и т. п. При этом – мощные меры поощрения инвес­тиций, взять тот же самый лизинг или субсидирование капитальных затрат для молочно-товарных ферм. И, конечно, в приоритете – привлечение инвестиций.

Понимая, что мы находимся в зоне рискованного земледелия, мы практикуем уникальную меру поддержки, которой почти нигде нет – субсидируем покупку минеральных удоб­рений. Это тоже решение губернатора, потому что при прочих равных из-за климата мы проигрываем южным регионам. Более 100 млн ежегодно мы направляем на эти цели, помогая сельхозпроизводителям повысить урожайность. Эти затраты заложены и в бюджете 2024–2026 годов.

Стратегическая отрасль

– Павел Алексеевич, а зачем вообще нужны такие мощные меры поддержки для сельского хозяйства? Ведь это вообще-то бизнес, а не социальная сфера.

– Конечно, это бизнес. Но отрасль эта для страны – стратегическая. Да, все, с кем мы работаем, это коммерческие предприятия, но создавать для них условия для развития нужно потому, что они работают в сфере продовольственной безопасности. Вообще-то сельское хозяйство субсидируется не только в России, но и в большинстве стран мира. Все понимают, что это стратегическая отрасль для развития любой страны.

– Насколько Пермский край обеспечивает себя продуктами сам?

– По разным товарным группам показатели разные. Например, по яйцу мы обес­печены на 200 процентов и являемся, если можно так сказать, экспортерами для других регионов, и объемы будут расти. Когда-то мы производили всего менее 20 тысяч тонн овощей в год, поскольку они росли в открытом грунте. С открытием только одного тепличного комплекса в Чусовом мы увеличили этот показатель более чем вдвое: один этот комплекс дает порядка 21-22 тысяч тонн в год. И этот результат достигнут благодаря активному содействию крае­вого правительства.

– Какие направления бизнеса в отрасли вы считаете наиболее перспективными в Пермском крае? Что может быть привлекательным для инвесторов?

– У нас традиционно очень перспективная тема, связанная с молочным животноводством. Для этого подходит климат: у нас хорошо растет фуражное зерно. Там, где климат лучше, гораздо выгоднее выращивать зерно, а не заниматься животноводством. Поэтому у нас стабильно растет производство молока, и основные инвесторы – это животноводы.

При этом возможности для переработки молока у нас в крае значительно превышают объемы производства. Перерабатывающие мощности сегодня потребляют 800 тысяч тонн молока, а производим мы примерно 500 тысяч тонн. Это значит, что еще 300 тысяч тонн мы закупаем в других регионах. В деньгах это более 10 млрд рублей, которые мы отправляем в виде выручки в соседние регионы. Вот – потенциал для роста, и молочное производство можно еще серьезно наращивать.

– Но крупные животноводческие комплексы или тепличные комбинаты – это многомиллионные, если не миллиардные, вложения. А есть ли ниши для средних или даже маленьких инвесторов?

– Мы сейчас активно смот­рим на рыбоводство. Вроде бы у нас огромное количество водных ресурсов, но рыбы мы производим от силы 100 тонн в год. Это, честно говоря, считанные проценты от необходимости. Или, допустим, наши леса, где растет много грибов и ягод. Есть неочевидные, даже экзотические ниши в растениеводстве.

Например, сейчас начались первые попытки выращивания промышленной конопли. Культура имеет колоссальный экспортный потенциал, поскольку используется в невероятном количестве отраслей – от производства бумаги до тканей. Именно в нашем крае – большое конкурентное преимущество. Во-первых, для этой культуры очень хорошо подходит наш климат, а во-вторых, у нас достаточно свободных земельных участков. В соседних Башкортостане, Удмуртии свободной земли почти нет.

– Начинающие предприниматели в сфере сельского хозяйства тоже могут рассчитывать на меры поддержки?

– Конечно. У нас есть целая линейка мер поддержки для начинающих предпринимателей. Самая первая ступень – это аргостартап, когда под свой проект можно получить 3 млн рублей, имея десять процентов от этой суммы. Ежегодно мы выдаем более 20 таких грантов. Вторая ступень – семейная ферма, размер гранта – уже до 15 млн рублей. Пошли дальше, объединились в кооператив – до 30 млн. Согласитесь, это уже серьезные средства, на которые можно запустить солидное производство. Есть много хороших примеров, когда эти средства стали началом интересного и прибыльного бизнеса. Направления деятельности предпринимателей – самые разные: животноводство, выращивание клубники, то же рыбоводство и т. д.

– Все ли получатели грантов реализуют свои проекты, или кто-то не может выйти на плановые показатели, и гранты, получается, выделяются впустую?

– Такие случаи – единичные, это скорее исключения. Все-таки абсолютное большинство реализует свои планы и затем активно развивается.
Кадры и перспективы

– Все отрасли экономики жалуются на нехватку кад­ров, и агропром – не исключение. Как в Прикамье решают эту проблему?

– Сельское хозяйство, пожалуй, единственная отрасль экономики, где есть такие широкие меры поддержки, в том числе для развития кад­рового потенциала. Например, из бюджета выплачиваются подъемные в размере 150 тысяч рублей человеку с высшим образованием, который решил поехать работать в сельскую местность, а через три года – еще 150 тысяч.
Очень многие сельхозпредприятия предоставляют сотрудникам жилье, в том числе строят новые дома и предоставляют их на льготных условиях. Вот конкретный кейс из Чусового: предприятие строит хорошие, качественные кирпичные дома, в которых можно жить на условиях выкупа по льготной цене через пять лет работы.

При этом оплата труда в современных сельхозпредприятиях – абсолютно конкурентоспособная. Тот же механизатор в сезон получает не менее 100 тысяч рублей в месяц, иногда – гораздо больше.

Сам характер работы за последние десять лет серьезно изменился. Это современное производство на сложном оборудовании, где нужно иметь хорошие специальные знания. Кому попало не доверят управлять, скажем, комбайном, стои­мостью в десятки миллионов рублей. Очень многие процессы в том же животноводстве автоматизированы.

– Где можно получить сегодня такие знания и как предприятия привлекают молодые кадры, что называется, со студенческой скамьи?

– В пример приведу федеральный проект «Профессио­налитет», в рамках которого объединяются ресурсы агропредприятий и профильных учебных заведений. Предприя­тия предоставляют технику, на которой молодым специалистам нужно будет работать после выпуска, федеральный бюджет также выделяет средства для оснащения колледжей материальной базой. Предприятия берут на практику ребят в ходе обучения, и они уже применяют полученные знания на конкретной технике, в конкретных условиях труда. Мы, со своей стороны, компенсируем предприятиям затраты на практику студентов. Сегодня в рамках проекта «Профессионалитет» обучается около 600 студентов. При случае всем рекомендую посетить агроколледж в Бершети, чтобы увидеть современный уровень обучения: технологии, оборудование, условия. Это будет куда нагляднее, чем тысячи слов.

– Павел Алексеевич, в заключение – какие основные планы министерства на 2024 год?

– Очень хочется, чтобы все большие инвестиционные проекты, которые сегодня существуют пока в основном на бумаге, перешли в стадию реа­лизации. Мы намерены сохранять и развивать систему раннего направления субсидий сельхозпроизводителям.
И, конечно, мы очень ждем новых инвесторов. Это вообще главный показатель устойчивости и стабильности. Ведь если инвестор принимает решение вложить средства в проект – это значит, он уверен в себе, в регионе, в министерстве как надежном партнере, в своем будущем на рынке. Мы же, в свою очередь, готовы инвесторам всемерно помогать.

 

Владислав Поспелов