СВО
Год семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
27.07.2024
16+
Архив

Рост платы за услуги ЖКХ заморозили на полтора года – рассказывает министр тарифного регулирования и энергетики

Рост платы за услуги ЖКХ заморозили на полтора года – рассказывает министр тарифного регулирования и энергетики
В эфире радиостанции «91,2 fm» (12+) состоялся разговор с прикамским министром тарифного регулирования и энергетики Марией Козловой.

В эфире радиостанции «91,2 fm» (12+) состоялся разговор с прикамским министром тарифного регулирования и энергетики Марией Козловой.

Она рассказала об актуальной для каждого жителя региона теме роста тарифов за привычные блага цивилизации и его обоснованности. Напомним, основной блок работы министерства – как раз установление тарифов в коммунальной сфере.

– Теплоснабжение и водоснабжение, водоотведение, газ, электричество, твердые коммунальные отходы – все эти слуги, которые жители Пермского края видят ежемесячно в своих платежках. Минтарифов также устанавливает плату за подключение к системам снабжения газом, теплом и водой, цены на твердое топливо. Другой важный блок работы – согласование и контроль исполнения инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций (РСО).

– Министерство имеет дело с частными компаниями, оказывающими коммунальные услуги. Задача министерства – их предложения по изменению тарифов оценить с точки зрения реальных расходов на пос­тавку услуг?

– Минтарифов анализирует предложения регулируемых организаций, будь то крупный частник, либо муниципальное унитарное предприятие из любой территории Прикамья, на предмет обоснованности заявленных затрат. Для нас один из главных индикаторов – предельный индекс роста платы граждан, который устанавливается для региона федеральными влас­тями.

С 1 декабря 2022 года правительством России для всех регионов страны установлен предельный индекс роста платы граждан в размере девяти процентов. Заданы правила игры на долгий период регулирования. Плюс для Пермского края установлены еще два процента к этой предельной планке, и жители Прикамья будут получать платежки, начиная с 1 декабря, с индексом не более 11 процентов.

– Давайте посчитаем: моя квитанция за коммунальные услуги – условные три тысячи рублей. Возьмем 11 процентов от этой суммы – 330 рублей. Значит ли, что моя общая квитанция за коммунальные услуги с учетом требований федерального законодательства не превысит 3330 рублей по всем квиточкам?

– Ваш расчет абсолютно точен. Еще отмечу, что в 2022 году мы пришли к измененным срокам установления новых тарифов. Это – не инициатива Пермского края. Правительством страны принято решение об изменении тарифов на всей территории Российской Федерации с 1 декабря 2022 года. При этом следующее изменение тарифов будет лишь с 1 июля 2024 года. Фактически полтора с лишним года будут действовать установленные в ноябре 2022 года тарифы на все коммунальные ресурсы.

– Львиная доля денег от новых тарифов пойдет в инвестпрограммы ресурсоснабжающих компаний?

– Мы понимаем, что тарифный источник – это прежде всего обеспечение бесперебойной и качественной поставки услуг. Необходимо делать ремонты. Ориентируем ресурсоснабжающие компании, чтобы они приходили к необходимости разработки и утверждения инвестиционных проектов. Жизнь показывает, что зачастую тех денег, которые предусмотрены в рамках производственных программ, недостаточно для покрытия всех расходов.

– Нередко у обывателя возникает вопрос: мы начинаем платить больше, а вот получаем ли мы качественнее услугу? Немалую дискуссию вызвал рост тарифов в обращении с твердыми коммунальными отходами, где отмечается самый значительный рост. С чем он связан, ведь мусорный оператор АО «ПРО ТКО» – краевое предприятие.

– Рост, который почувствовали жители в октябре 2022 года, связан прежде всего с изменением установленных нормативов накопления ТКО, которые утверж­даются приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства. Сделаны фактические замеры образования мусора, и на их основании приняты новые нормативы.

С начала декабря 2022 года установлен тариф, который будет действовать до середины 2024 года, и в конечной платежке житель увидит 117 рублей 18 копеек. Главная причина увеличения конечного тарифа – необходимость инвестиций в эту сферу. Мы перестали просто вывозить мусор на полигоны, и хотим теперь его перерабатывать.

– Неоднократно в судах различные тарифы, в том числе на тепло, вывоз мусора, оспаривались, и бывало, суды вставали на сторону истцов. В чем дело? Регуляторы тарифов или пос­тавщики коммунальных услуг допускают ошибки в расчетах?

– Министерство тарифного регулирования в своей деятельности руководствуется исключительно федеральными методиками. Мы понимаем, что вопросы судебных исков касаются как нормативов, так и тарифов. Это – обычная практика: всегда найдутся люди, недовольные установленными тарифами.

– Тариф за тепло в Перми привлекает много внимания и тоже нередко становится поводом для судебных разбирательств. Истцы спрашивают, не слишком ли дорого мы платим.

– Пермь отнесен к ценовой зоне теплоснабжения, и сейчас министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края устанавливает лишь предельный уровень цены на тепловую энергию в соответствии с федеральными методиками – конечную величину, больше которой горожанин платить не будет. Конкретная цена услуги по теплоснабжению устанавливается соглашением об исполнении схемы теплоснабжения, которую подписывает каждая ресурсоснабжающая организация с администрацией города.

С 1 декабря 2022 года для большей части жителей Перми, в бывшей «зоне ПСК», которая вызывала у потребителей тепла больше всего вопросов, рост конечной цены составит всего пять процентов – при общем предельном уровне в 11 процентов.

– Потребитель, наверное, должен быть благодарен, что рост составит всего половину от возможного. Может есть другие возможность снизить пресс платежей за услуги ЖКХ? У минтарифов не создается порой впечатление, что РСО объясняют увеличение тарифа инвестициями, в то время планы как они – вложения – остаются лишь на бумаге?

– Повторюсь, Пермь отнесена к ценовой зоне теплоснабжения, и это уже иные правила игры, где мы говорим о возможном предельном росте цены. Важно, что ресурсоснабжающая организация, самая крупная на территории города, опережающими темпами инвестирует в улучшение систем теплоснабжения. За последние годы мы наблюдаем исключительное увеличение капиталовложений в модернизацию сетевого комплекса, который находится у ПАО «Т Плюс».

– Проводит ли минтарифов экспертную оценку инвестиционных программ РСО? Несмотря на крупные капиталовложения и ремонтные работы все равно бывают какие-то аварии.

– Коммунальная сфера требует постоянных вложений. Сети год от года не молодеют, и ресурсоснабжающим организациям требуется все больше денег для поддержания их в рабочем состоянии. Регион также всеми способами пытается поддерживать коммунальную сферу. Только в 2022 году правительство Пермского края привлекло значительный объем федеральных денежных средств именно на инфраструктурные проекты – порядка 2,8 млрд рублей, которые в 2022-23 годах пойдут на обновление систем теплоснабжения и водоснабжения в Перми, Губахинском, Лысьвенском и Верещагинском округах.

На федеральном уровне сейчас разработана и стартует программа модернизации коммунальной инфраструктуры. Пермский край подал соответствующие заявки. Сейчас примерно понимаем те лимиты, которые будут направляться в коммунальную инфраструктуру в ближайшие два года. Плюс на краевом уровне действует отдельная программа направленная на качественное функционирование систем теплоснабжения. В форме субсидий краевые средства идут именно на модернизацию сферы теплоснабжения. Строятся и уже построены котельные во многих муниципальных образованиях Прикамья.

Конечно, мы говорим не о больших источниках генерации и ориентированы прежде всего на территории, где имущество находится в муниципальной собственности, и где денег местного бюджета и ресурсников, муниципальных предприятий недостаточно для обновления коммунальной инфраструктуры.

Отмечу, что у минтарифов практически во всех сферах действуют так называемые регуляторные соглашения с крупными ресурсоснабжающими организациями. Механизм, который позволяет краевым властям направлять, корректировать направление денежных средств крупных ресурсоснабжающих организаций, ориентируя их прежде всего на значимые краевые проекты.

Андрей Панин