СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
Главные материалы
08.12.2024
16+
Архив

Напугали зайца штрафом: по Перми ездят безбилетники-вруны

Напугали зайца штрафом: по Перми ездят безбилетники-вруны
С января по ноябрь 2022-го в столице Прикамья автобусами и трамваями перевезено 185 млн пассажиров.

С января по ноябрь 2022-го в столице Прикамья автобусами и трамваями перевезено 185 млн пассажиров.

Такую цифру сообщил в минувший вторник на заседании комитета Пермской городской думы по экономическому развитию глава транспортного департамента горадминистрации Анатолий Путин. Она больше, чем за тот же период прошлого года (175 млн пассажиров).

При этом довольно высоким остается доля граждан, не оплативших проезд, – 18 процентов, что, по мнению сотрудников дептранса, отчасти связано с переходом на бескондукторную систему. В январе текущего года без кондукторов работало чуть более десятка маршрутов, сегодня – уже 45.

– Общий объем выпадающих доходов от перехода к бескондукторной системе оценивается на уровне 548 млн рублей, – сообщил глава транспортного департамента. – За аналогичный период выплата кондукторам, если бы они оставались, составила бы 565 млн рублей. На службу контролеров за одиннадцать месяцев израсходовано 35 млн рублей. К середине года мы вышли на стабильные показатели: контролерами проводится ежемесячно порядка 17-19 тысяч проверок. Сегодня в службе работают 85 человек. Ежемесячно около двух тысяч пассажиров привлекается к административной ответственности за безбилетный проезд.

Несмотря на то, что с лета штраф за безбилетный проезд в Перми составляет 2,5 тысячи рублей (самый высокий в России – авт.), зайцев, похоже, перспектива расстаться с немаленькой суммой пугает не сильно: количество безбилетников за полгода сократилось всего на 3-4 процента. Впрочем, по словам А. Путина, начиная с августа, транспортная отрасль Перми выполняет планы по финансам.

С января по ноябрь доходы от оплаты проезда составили 3 млрд 984 млн рублей. Расходы на работу транспорта превысили 5 млрд 360 млн рублей, так что городской бюджет по-прежнему дотирует отрасль (дотации составили 1 млрд 382 млн рублей).

Депутат Алексей Овчинников обратил внимание коллег, что дефицит транспортной отрасли Перми по итогам девяти месяцев года составляет уже более 1,3 млрд рублей. Неисполнение плана по доходам за три квартала превышает 167 млн рублей. При этом число зайцев растет, а деньги на деле удается взыскать только с 17 процентов оштрафованных безбилетников. Народные избранники поинтересовались, как получается, что из 5,5 млн рублей штрафов, выписанных контролерами, реально заплачено (за девять месяцев) менее одного млн рублей?

– Насколько я понимаю, зачастую пассажиры либо вообще не давали кондукторам о себе сведений, и оформить документ не получилось, либо давали недостоверную информацию, и в итоге полторы тысячи протоколов попросту оказались в мусорном ведре, – предположили депутаты.

Анатолий Путин пояснил, что от составления протокола до реальной уплаты штрафа порой проходят месяцы, а те «штрафы, которые не уплачиваются пассажирами добровольно, должны взыскивать судебные приставы». Участники обсуждения резюмировали: свыше тысячи случаев, когда «протоколы было составить невозможно» – это, вероятно, когда пассажиры говорят, что паспорта у них с собой нет, или отказываются его показать. Либо произносят имя и адрес, какие на ум придут.

Руководитель дептранса признал, что «проблема есть», и посетовал на федеральное законодательство, которое не дает контролеру права задержать гражданина. Председатель комитета Арсен Болквадзе призвал к дипломатическому, а не к силовому решению проблемы. Он напомнил, что в сентябре 2021 года думцы уже предлагали вариант, когда задержанному безбилетнику предлагается выбор – заплатить штраф или на месте купить месячный проездной (что получится намного дешевле штрафа).

– Сегодня мы видим, что выявленный безбилетник по факту еще не является привлеченным к административной ответственности, если он не показал свои документы, – сказал депутат Болквадзе. – Получается, мы не можем его на месте оштрафовать, а должны отпустить, записав, что это «Иван Иванович Иванов», и протокол отправляется в корзину.

Глава комитета предложил еще раз всесторонне изучить возможность варианта, когда контролер предлагает зайцу «по-хорошему» купить проездной и только в случае отказа требует заплатить штраф.

Андрей Панин