СВО
Год Семьи
Социальная поддержка
Инфраструктура
Выборы в Пермском крае
Благоустройство
Миры Гайдара
03.01.2025
16+
Архив

В чьих интересах в Перми происходит ларечная вакханалия?

В чьих интересах в Перми происходит ларечная вакханалия?
31 декабря 2022-го заканчивается срок, когда владельцы пермских ларьков, чей договор на размещение объектов истекает 30 ноября, должны демонтировать свои сооружения.

31 декабря 2022-го заканчивается срок, когда владельцы пермских ларьков, чей договор на размещение объектов истекает 30 ноября, должны демонтировать свои сооружения.

Приближение этой даты вновь обострило многолетнее противостояние между собственниками киосков-павильонов и властями города и края. С чего вообще много лет полыхает этот ларечный сыр-бор?

На состоявшейся 30 августа встрече губернатора Пермского края Дмитрия Махонина с молодежным активом Прикамья речь зашла, в том числе, о благоустройстве города накануне 300-летия. Глава региона не сдерживал возмущения.

По его словам, времена правового беспредела «лихих девяностых» оставили нам столько проблем, что разгребать мы их будем еще очень долго. В качестве примера Дмитрий Махонин привел как раз проблему с нестационарными торговыми объектами (НТО).

Как писал британский деятель профсоюзного движения Томас Даннинг, капитал при 100 процентах прибыли попирает все человеческие законы, а при 300 процентах – нет такого преступления, на которое он не пошел бы. Что ж, можно только догадываться, каков размер прибыли у многих владельцев НТО. Но судя по ухищрениям, на которые они идут ради сохранения своих павильонов и ларьков, размер солидный.

Самая «обласканная» льготами и прочими преференциями сфера нестационарной торговли – периодика. Трудно придумать меру поддержки, которая не была бы применена властями всех уровней к НТО со специализацией «Печать».
          Им разрешили размещать объекты на остановках общественного транспорта и тротуарах.
          Для них увеличили ассортимент сопутствующих товаров, которые можно продавать вместе с газетами и журналами, лишь с одним условием: доля таких товаров не должна превышать 40 процентов.
          Им компенсируют затраты на приобретение новых торговых объектов.
          Для них установлена минимальная ставка платы по договорам на размещение.
          Им разрешено торговать на территории достопримечательных мест города, где размещение любых других НТО не допускается.
          Наконец, в период пандемии коронавируса, когда все торговые объекты были закрыты, продукция, реализуемая через ларьки со специализацией «Печать», была включена в перечень товаров первой необходимости. То есть им дали работать в период даже самых жестких антиковидных мер.

Но аппетит приходит во время еды. Достаточно подойти к любому такому киоску, чтобы убедиться, что собственно печатная продукция занимает в них явно меньше половины ассортимента. Можно задаться вопросом: ну и что тут такого? Кому плохо от того, что в газетном киоске можно купить еще и шоколадку, мыло или детскую игрушку? Наши власти постоянно говорят о необходимости поддержки малого бизнеса – так вот он, продолжайте поддерживать. Ларьки – это рабочие места, налоговые отчисления, поставка товаров первой необходимости.

Однако на деле это не так. Пользуясь «печатным» статусом, под его прикрытием в таких НТО реализуется продукция неизвестного происхождения. У продавцов нет медицинских книжек, да и официально их трудоустраивают далеко не все владельцы киосков. При таких обстоятельствах говорить о каких-то налоговых отчислениях как-то даже неловко.

Но это еще что! Владельцы печатных киосков сдают торговые объекты в аренду, продают их. А обилие льгот и поблажек при ведении бизнеса – настоящая золотая жила. Неудивительно, что бизнес по обладанию «печатными» павильонами стал настолько выгоден, что в нем уже почти возникла монополия. Да-да, это не преувеличение. Большое количество киосков печати, размещенных на муниципальной земле, принадлежат компаниям Р.А. Давыдова и Б.В. Кислухина, а также Э.И. Кожевникова.

Едва ли власти, принимая многочисленные меры поддержки для малого бизнеса, думали, что выращивают тем самым настоящих «ларечных королей». Но и одним махом отменить все льготы сегодня почти невозможно. Сразу начнется крик: «Как же вы смеете гнобить малый бизнес, бездушные чиновники!» Так что придется снова кропотливо и тщательно отделять зерна от плевел, разбираясь, кому меры поддерж­ки действительно необходимы как воздух, а кто ими просто злоупотребляет.

Наконец, еще один аспект «ларечной» проблемы – постоянные судебные тяжбы, предметами которых становятся то требования к внешнему виду НТО, то к перечню разрешенных для их установки территорий, то к благоустройству этих территорий… Как только появляется инициатива властей города и края, касающаяся наведения порядка в сфере уличной торговли, – она тут же оспаривается.

Еще в 2017 году правительство Пермского края установило требования о соответствии внешнего вида НТО, включенных в схему размещения, типовым проектам. Затем требования к внешнему облику киосков стали устанавливаться и в Перми: с июня 2018 года для центральной части города, а с января 2019 года – для остальных районов. Необходимо отметить, что одновременно были утверждены и требования к типам и видам рекламных конструкций, вывескам, элементам благоустройства, входным группам, расположенным в границах территорий общего пользования, и тому подобному.

Для чего это нужно – наверное, понятно. Всех жителей давно раздражает откровенная неопрятность и безвкусица как самих объектов, так и их элементов. Так уж исторически сложилось, что промышленная Пермь – и без того не самый выдающийся с архитектурной точки зрения город. Так теперь внешний вид его уродуют еще и эти хаотичные сооружения, оформленные в стиле «кто во что горазд».

Но есть и те, кто горой стоит за хаос. С иском в суд о признании недействующими ряда положений соответствующего закона Пермского края, установившего, в том числе, ответственность за внешний вид НТО, обратилась группа лиц. Представителем истцов по делу выступает Д.А. Оксюта.

В мае 2022 года краевой суд отказал им в удовлетворении требований. Вместо того, чтобы просто привести в порядок свои объекты, они и по сей день продолжают обжаловать это решение в Четвертом апелляционном суде. Время идет, решения суда нет, внешний вид ларьков – сами видите какой.

В 2018 году Пермская городская дума приняла новые Правила благоустройства и содержания территории в Перми. Изменения касались требований к размещению НТО, определялись места, где установка таких объектов разрешается, а где нет.

Естественно, посыпались жалобы в суд от недовольных владельцев. Дело дошло аж до Верховного Суда РФ, который в апелляционном определении от 20 октября 2021 года все же подтвердил: Пермская городская дума наделена полномочиями по урегулированию в правилах благоустройства территории муниципального образования вопросов, касающихся размещения, в том числе на придомовых территориях нестационарных торговых мест как элементов благоустройства.

Ранее Конституционный суд РФ в своем постановлении №14-П от 19 апреля 2021 года указал, что в правилах благоустройства могут предусматриваться требования к удаленности нестационарных торговых объектов от зданий и сооружений, к сочетанию нестационарных торговых объектов с иными элементами благоустройства, к внешнему облику и техническим (конструктивным) особенностям нестационарных торговых объектов и тому подобные требования. Как говорится, что и требовалось доказать. Но на это ушло три года! Все эти три года вакханалия разнообразных ларьков на городских улицах и во дворах продолжалась.

Но даже когда стало ясно, что пора демонтировать и убирать с городской земли несоответствующие требованиям сооружения, их владельцы… начали переносить их на частные территории. При этом они даже не затрудняют себя получением разрешения от собственников земельных участков, от жителей многоквартирных домов. Есть даже случаи размещения НТО на территории аварийных домов, что уже не просто безобразно, но и опасно – прежде всего, для покупателей. Это, кстати, тоже к вопросу о возможной цене 300 процентов прибыли.

В Перми сегодня установлено около 1,4 тысячи нестационарных торговых объектов. Часть из них давно должны были демонтировать. Однако в 2020 году администрация Перми, идя навстречу малому бизнесу в период разразившейся пандемии, дала отсрочку на демонтаж тем киоскам, срок действия договоров, на размещение которых истекает в период с 28 марта 2020 года по 30 ноября 2022 года.

12 марта этого года вышло постановление Правительства РФ, которое разрешает местным властям продлевать действия договоров на размещение НТО, срок которых истекает в период с даты выхода постановления по конец 2026 года. Некоторые предприниматели восприняли выход этого постановления как сигнал о том, что можно и дальше не сносить свои ставшие незаконными объекты. Но это не так. Органы власти сами принимают решение – продлевать договоры или нет. И все их действия в направлении подготовки города к 300-летию говорят о том, что продлевать «ларечную агонию» никто не намерен.

Миллиону жителей давно мозолит глаза этот бардак с торчащими где попало разномастными киосками и валяющимся вокруг них мусором. Интересы миллиона пермяков точно важнее того, что кто-то много лет привык торговать по старинке, не желая признавать, что на дворе XXI век. Затянувшуюся историю с наведением порядка в сфере уличной торговли пора заканчивать. Для этого, конечно, придется проявить жесткую политическую волю, понимая, что будут и недовольные. Но можно же это сделать хоть раз в триста лет?..

Владислав Поспелов