Какие автобусные маршруты в Перми все же добавят, какие – урежут?

11 июня, 17:14


Удобнее ли станет пассажирам, если, не меняя общего объема работы автобусов, транспортную сеть Перми подвергнуть частичным корректировкам? А станет ли больше денег, если переложить их из левого кармана в правый?

Подобного рода риторическими вопросами можно задаваться на заседании временной комиссии по вопросам функционирования общественного транспорта в Пермской городской думе, где обсуждали ход транспортной реформы, по длительности, кажется, не имеющего себе равных в истории городского самоуправления. Наш думский обозреватель впервые услышал о совещании в администрации Перми еще 11 мая 2018 года. И она длится с тех пор.

Так и не привыкли

По мысли главного транспортника города Анатолия Путина, поток следует перераспределять в зависимости от маршрута. В дальнейшем мэрия даже, возможно, нарастит число автобусов на отдельных направлениях.

Оказалось, что несмотря на то, что ряд маршрутов подвергся разрезанию и прочим операциям еще в позапрошлом году, привыкания у граждан так и не произошло. Департаменту вновь пришлось потрудиться и подготовить предложения по итогам анализа. Итак, три направления:

1) увеличение числа транспортных средств (ТС) на маршрутах;
2) локальное продление маршрутов на две-три остановки, чтобы охватить отдельные отдаленные микрорайоны;
3) открытие новых маршрутов, чтобы обеспечить транспортную доступность для жителей.

Об этом заявил начальник департамента транспорта администрации краевого центра. Анализ проводился так. Взяли за эталон заполняемость автобуса в 80 процентов и посчитали: если на маршруте данный показатель превышается, число ТС на нем будет увеличено, если не превышается – уменьшено. Как говорится, хоть кому-то будет радость... Жаль, что не всем.

– Сформировано предложение по увеличению числа рейсов на маршрутах №№ 14, 32, 41, 53, 54, 57, 60 – то есть там, где существующая загрузка существенно превышает провозную способность, исходя из данных зимнего периода, – продолжал Анатолий Путин. – Здесь увеличение планируется с сентября. На маршруте №41 все мероприятия были проведены в марте, когда с дистанционного обучения вернулись студенты политеха.

В результате, уже с 1 июня автобус №24 ходит до Лёвшино, это поможет разгрузить маршрут №77. В июле планируется продлить маршруты №№ 20 и 51, у которых сейчас до их утвержденных конечных остановок следует только половина рейсов. С сентября маршрут №19 планируется с прохождения Центрального рынка перенаправить до Гознака (сейчас он следует до ул. Попова – ред.). Также продление ожидает маршрут №63 – с января 2022 года он вернется к своему дореформенному пути следования.

Будет открыты и новые два: маршрут №8 сообщением микрорайон Крохалева – Садовый и маршрут №13 (Песьянка – Комсомольская площадь). Они появятся с января 2022 года. Запуск связан с двумя причинами, одна из них – закрытие в январе межмуниципального маршрута №115, который следует от Песьянки по ул. Мира до Комсомольской площади.

– При этом в черте города маршрут востребован. Чтобы сохранить корреспонденции, мы здесь запускаем городской маршрут, – отметил чиновник.

…Господин Путин лишь мельком обмолвился: несмотря на такие обнадеживающие нововведения, ряд маршрутов всё-таки пострадает. В будни и выходные дни реже будут ходить автобусы маршрутов №№ 3, 4, 6, 11, 45, 55, 56, 64 и 67. В выходные дни снизится объем транспортной работы на автобусах №№ 1, 10, 20, 50, 60, 74 и 80.

Ботинки после Интернета

Вопрос у председателя комитета думы по инвестициям Сергея Богуславского напрашивался сам собой и мог возникнуть не только у него.

– Вы предлагаете 63-й добавить, 8-й и 13-й восстановить и так далее, – рассуждал депутат. – Получается, мы фактически возвращаемся к маршрутной сети, которая была до реформы. Так насколько было нужно дробить маршруты, внедрять пересадку, чтобы всё снова возвращалось на ту же стезю, притом что у нас есть бесплатные пересадки?

…Сколько в Перми не меняй маршрутную сеть, пассажиры всё равно будут недовольны, в таком духе был ответ Путина. Поэтому, и не только поэтому, полного возвращения к прежней сети не будет.

Беспокоило депутатов и информирование населения о лихорадящих изменениях. Ещё июнь пандемического 2020 года, когда произошел прежний цикл изменений, явил всю «эффективность» попыток власть в городе предержащих донести сведения о перенарезанной маршрутной сети.

Как и прошлым летом, Путин предлагал, чтобы узнать об изменившихся путях следования, обращаться к имеющимся интернет-ресурсам.

– Я правильно поняла, что вы предлагаете населению ежедневно, собираясь в дорогу, заходит на сайт департамента и узнать, не изменился ли маршрут сегодня, а только потом надевать ботинки? – возмущалась депутат Наталья Мельник. Тут уж Анатолию Алексеевичу пришлось пообещать, что о самых существенных переменах на маршрутах, так и быть, оповещать будут через СМИ.

Зайцам раздолье, бюджету – дыра

И, наконец, вопрос, который был крайне любопытен и для широких масс рядовых пермяков: каковы, собственно, выводы из эксперимента по бесконтактной (бескондукторной) оплате проезда? Напомним, в нем участвовали маршруты автобусов №80 (ДДК Кирова – ул. Власова), № 4 (Нагорный – УДС «Молот») и трамвая №6 (Велта – Разгуляй).

Цифровые итоги, по данным Путина, таковы: если до эксперимента доля наличных в оплате проезда составляла 27 процентов, то после – 12 процентов. Стационарными валидаторами, не пропуская, стали пользоваться две трети пассажиров. 13 процентов пассажиров оплачивали проезд у водителя. Примерно каждый десятый, 11 процентов, получали из кабины пересадочный талон.

...Куда более живую картину показал график роста количества зайцев на маршрутах. Если до отмены кондукторов он составлял от 3 до 10 процентов, то после внедрения новшества вырос до 15–20 процентов. Контролеры на линиях выявили 3057 безбилетников.

У 42 процентов из них сбоили карты оплаты, еще 15 процентов просто не знали об эксперименте (та самая погрешность в информировании, о которой говорила Мельник), 23 процента хотели оплатить проезд в конце поездки. 20 процентов опрошенных зайцев сбежали. В общем, вопрос о недосборе за проезд, повисший еще в феврале, так и остался.

Депутаты регулярно напоминают о дефиците в финансировании отрасли размером в два миллиарда рублей, но администрация непреклонна в деле устранения кондукторов. Просто пока полный их локдаун отложен – до устранения всех выявленных сейчас недостатков.

Родион Филин
info@zwezda.su